Top.Mail.Ru

Мероприятие 8

Интерактивный семинар: «Психологические основы формирования осознанной гражданской позиции и ценностных ориентаций в педагогическом процессе» с элементами тренинга и саморефлексии для подготовки слушателей к самостоятельной разработке собственных кейсов с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Преподаватели Московского государственного лингвистического университета знакомят слушателей с психологическими основами формирования осознанной гражданской позиции и ценностных ориентаций в педагогическом процессе

007.JPG  008.JPG Ольга фото.jpg

На интерактивном семинаре слушатели узнают, что такое ценностные ориентации, познакомятся с основными теоретическими подходами классификации и изучения ценностей в современной науке и с тем, каковы особенности системы ценностей на современном этапе развития общества. Лектор Российского общества «Знание», путешественница, блогер, предприниматель Крусс Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Софья Борисовна Величковская и кандидат философских наук Анастасия Владиленовна Маслова расскажут слушателям, что понимается под осознанной гражданской позицией, каковы возрастные особенности и трудности формирования структуры ценностных ориентаций в современном педагогическом процессе, каковы возрастные особенности присвоения данной системы на разных этапах обучения. В ходе семинара предполагается также обсуждение и уточнение такого понятия как цифровой гражданин, критическое мышление, псевдоценности и др. Также слушателей ждет лекция-интерактив на тему «Патриотический туризм как способ формирования системы ценностных ориентаций». В рамках лекции слушатели получат информацию об актуальных маршрутах для организации выездных мероприятий с учетом возраста учащихся.

В качестве практического интерактивного задания в завершении семинара будет предложен практикум по развитию аргументации в общении с молодежью о ценностях и проблеме культурной идентичности в России. Также будут предложены методы развития критического мышления для выявления в текстах и речи спикеров ценностей от антиценностей. Важным критерием здесь является понимание подлинной системы ценностей, которая исторически сложилась в России. Будет показано, что важно учитывать разнообразие народов и различие в их религиозной и бытовой сферах жизни. С учетом многонациональности РФ будет проведено упражнение на развитие искусства ведения дискуссии и разрешения спорных вопросов. Также будут даны инструменты для развития собственного критического мышления.


Материал для самоподготовки и список рекомендуемых мест и мероприятий

Блок самостоятельного изучения для слушателей.

I. Вопросы для самостоятельного изучения и подготовки к семинару

1) Понятие ценностно-мотивационной сферы личности

2) Классификации ценностей

3) Возрастные особенности ценностных представлений

4) Культура как система ценностей

5) Основные приемы в теории агументации

6) Диалог в условиях поликультурного контекста

7) Способы отличия ценностей от ложных навязанных установок

8) Понятие самостоятельного, критического мышления

II. Литература

1) Адольфи Р. Эпоха глобализации и проблема гуманистических ценностей // Философия и социальные науки. 2010. № 1. С. 51–55. Электронный ресурс: URL: ссылка

2) Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М.: Азбука, 2022. 1056 с.

3) Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 — 352 с.

4) Клюев А. В., Ляшко С. В. Формирование ценностей обучающихся в контексте изменения образовательной среды (на примере Ленинградской области) // Управленческое консультирование. 2020. № 9. С. 81–91 . ссылка

5) Комашинская Т.С. О роли традиционных ценностей в формировании информационного общества // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018 №2. — URL: ссылка

6) Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии // Вопросы философии, №6, 2018. С. 19-33.

7) Мухина И.К. Есть ли жизнь после цифры. М.: Концептуал, 2022. 176 с.

8) Невлева И.М., Кохан Ж.С. Культура как система ценностей: психолого-культурологический экскурс//NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2016. № 3. Электронный ресурс: URL: ссылка

9) Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Сластенин [и др.] ; ответственные редакторы В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03521-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: ссылка

10) Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: Питер , 2000. – 624 с. Электронный ресурс: ссылка

11) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с. Электронный ресурс: URL:ссылка

12) Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. — ISBN 5-01-001606-0. Электронный ресурс: ссылка

13) Эпштейн М. Н. Будущее гуманитарных наук. Техногуманизм, креаторика, эротология, электронная филология и другие науки XX века. М.: Рипол-классик, 2019. 239с.

14) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с. URL: ссылка

15) Юлина Н.С. Философия для детей. – М.: ИФРАН, 1996. — 241 с.

Перечень рекомендованных к посещению мест и мероприятий:

1. Постановка романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» в московском драматическом театре «Модерн» ссылка

2. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском ссылка

3. Музей славянский письменности «Слово» ссылка

4. Музей славянской культуры имени Константина Васильева ссылка

5. Парк «Патриот» ссылка

6. Храм Василия Блаженного ссылка

7. Измайловский кремль в Москве ссылка

8. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева ссылка

9. Русский музей ссылка

10. XV Конгресс МАПРЯЛ «Русский язык и летаратура в меняющемся мире» ссылка

11. III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире» Подробная информация, в том числе о публикационных возможностях для участников форума, на сайте ссылка

12. 8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения». Подробная информация, программа и предварительная онлайн-регистрация: ссылка


Лекционный материал

VIII МЕРОПРИЯТИЕ. Интерактивный семинар «Психологические основы формирования осознанной гражданской позиции и ценностных ориентаций в педагогическом процессе» с элементами тренинга и саморефлексии для подготовки слушателей к самостоятельной разработке собственных кейсов с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Лекционный материал, который можно раздать слушателям

I. Темы для рассмотрения

1. Актуальные проблемы в обществе. Вызовы времени

1) Пандемия, изоляция, дистантное обучение

2) Цифровизация общества и цифровая педагогика, цифровой гражданин

3) Проблемы организации труда, обучения и жизни, нарушения здоровья и психики

4) Проблемы «современного ученика»

5) Проблемы коммуникации в цифровом пространстве

6) Трудности педагогического общения в современной образовательной среде

2. Система жизненных ценностей человека

1) Понятие ценностно-мотивационной сферы личности

2) Классификации ценностей

3) Возрастные особенности ценностных представлений

4) Ценностные ориентации

5) Культура как система ценностей

6) Современные методы исследования ценностно-мотивационной сферы личности

3. Формирование жизненных ценностей в процессе образования

1) Методологические основы воспитания и формирования современного цифрового гражданина

2) Взаимодействие в современном воспитательном процессе. Субъекты педагогического взаимодействия

3) Гуманизация и гуманитаризация образования как основа формирования гармоничной личности обучающегося

4) Значение естественнонаучного знания для формирования ценностных ориентиров обучающихся

5) Необходимость применения культурологического подхода в реализации задач нравственного воспитания

4. Теория и практика аргументации в разговоре о ценностях с учениками

1) Основные приемы аргументации при ведении дискуссии

2) Умение отличать ценности от псевдоценностей на основе критического мышления

3) Роль философии в развитии критического мышления учеников

4) Умение различать фейковую информацию от подлинной

5. Перспективы классического образования в условиях меняющейся реальности

1) Скрытые эффекты новых технологий в сфере образования

2) Трансгуманизм как ценность или антиценность?

3) Принципы нейробики для развития естественного интеллекта

II. Вопросы для дискуссии

1) Что мы понимаем под системой ценностей

2) Как отличить ценности от псевдоценностей

3) Какие из них могут формироваться в педагогическом процессе

4) Какие трудности испытывают участники педагогического процесса в современном обществе

5) Каковы пути решения проблем педагогического взаимодействия в процессе реализации задач нравственного воспитания

6) Как грамотно описать систему традиционных ценностей школьнику

7) Какие существуют основные приемы аргументации в процессе дискуссии

8) Какие тренды в совеременном мире вы оцениваете как губительные для формирования здорового (традиционного) ценностного ценностного базису у школьника

9) Какие необходимы педагогические инструменты для формирования у школьника критического мышления

10) Что значит быть учителем в современной России

Семинарское занятие (3 часа)

1 Цель занятия: знакомство с предметной областью, методологией и эмпирической направленностью исследований ценностных ориентаций, с основными теоретическими подходами классификации и изучения ценностей, с особенностями формирования системы ценностей на современном этапе развития общества.. Внимание акцентируется на методах и формах педагогического взаимодействия, соответствующих сфере профессиональной компетенции и этическим нормам работы педагога.

2. Тезаурус:

ЦЕННОСТИ – наиболее существенные для человека представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или социальные отношения/институты являются индивидуально или социально предпочтительнее других идей, целей, форм поведения и др.

МОТИВ - опредмеченная потребность. Леонтьев А.Н.: «…термин «мотив» мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее её».

МОТИВАЦИЯ - система мотивов, детерминирующих деятельность в одной из сфер жизни (трудовая, учебная, игровая мотивация)

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ – это система позитивных ценностных установок личности на государство, право, гражданское общество, на самого себя как активного гражданина, осуществляющего социально значимую деятельность, ориентированную на общественное благо Это осознанное участие человека в жизни общества, направленное на его улучшение. При этом важно, чтобы общественные и личные интересы человека совпадали.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ является «способностью читать со смыслом и понимать» в сочетании с критическим взглядом, который позволяет нам «выносить информированные суждения о том, что находится в виртуальной среде».

3. Задачи занятия:

1) ознакомление с основными концепциями и методами анализа ценностных ориентаций, сложившимися в рамках традиционных и системного подходов;

2) формирование представлений о проблемных областях исследования ценностных ориентаций на разных уровнях педагогического взаимодействия;

3) знакомство с методическими приемами сбора информации и техниками анализа и применения данных, используемых в педагогическом общении в процессе реализации задач нравственного воспитания;

4) непосредственное участие в интерактивном семинаре с элементами тренинга и саморефлексии, знакомство с инструментами для развития собственного критического мышления.

4. Требования к уровню освоения материала: в результате прохождения слушатель должен:

1) овладеть средствами системного описания и анализа ценностных ориентаций обучающихся при взаимодействии на разных уровнях;

2) знать основные типы проблем, затрудняющих эффективное педагогическое общение;

3) уметь выстраивать общие схемы проведения учебно-воспитательной работы, соответствующих сфере профессиональной компетенции и этическим нормам работы педагога;

4) овладеть начальными элементами тренинга и саморефлексии, инструментами для развития собственного критического мышления

5) разработать по итогам проведения мероприятий собственный кейс образовательного и культурно-просветительского характера, адаптированного для обучающихся школ и колледжей, отражающего базовые национальные ценности российского общества.

5. Лекционный материал (теоретическая часть)

Вызовы современной системы образования отражают глобальные изменения в мире, как на технологическом уровне, так и на психологическом уровне. Внедрение новых технологий в сферу социального приводит к постепенному ее переформатированию, что приводит к изменениям в системе ценностей. Учитель в России столкнулся с беспрецедентным условием работы - дистанционное обучение, которое оставило отпечаток на дальнейшей судьбе развития образования. Сегодня имеет место гибридное образование, однако, сама по себе технология не несет ценностной окраски, подбно тому, как факт выстрела из пистолета в другого человека онтологически морально не нагружен. Технологии лишь инструмент, и от того, в чьих руках он находится, зависит то, к чему в итоге приведут эти технологии, к расчеловечиванию или к повышению качества жизни и будут способствовать самоактуализации личности. К сожалению, сегодня происходит процесс расчеловечивания и обесценивания знания, не смотря на обилие информации и того факта, что мы живем в информационном обществе или обществе знания. Однако это не значит, что знание превратилось в высшую ценность, то есть знание в смысле эпистема (ἐπιστήμη), а знание о пользователе, знание об индивиде, то есть это не знание, а информация (Big Data). Знание, носителем которого является учитель, перестало иметь самоценность, что отметил еще Б. Рассел, философ XX века. Более того, процесс образования назван услугой, что еще больше обесценило образование. Ведь в Древней Греции образование имело наименование пайдейя (παιδεία), то есть формирование гражданина, а не информирование о чем-то. Если сравнить две модели образования: западную и восточную, то в России воспроизводится западная модель, в которой знание отчуждено от учителя, носителя знания. Тогда как в восточной модели учитель, личность как носитель знания является высшей ценностью, слово учителя имеет силу закона. Сегодня мы в России находимся на распутье, когда следование болонской системе (во многом искаженной) в условиях геополитического противостояния не вполне разумно и не эффективно, а восточная модель не имеет глубокой традиции. Однако нам предлагается новый горизонт «Образование 2030» проект, направленный на тотальную цифровизацию образования, что, на наш взгляд, уничтожает единственную нить, благодаря которой возможно еще сформировать в молодом поколении правильную систему ценностей. Здесь необходима твердая гражданская и солидарная позиция всех учителей в отстаивании живого, традиционного, классического способа формирования гражданина. Мы находимся в таком положении, что способны создать срединный путь, где ценность знания самого по себе (θεωρία) и ценность личности учителя может воплотиться в базовый стержень системы образования. Однако возникает еще один вызов информационного общества - это обилие ложной, недостоверной информации, которая заковывает детей в паутину фальши и просто симулякров. Задача учителя здесь состоит в указании на критерии, благодаря которым школьник сможет отличить фейк, симулякр, пагубный информационный продукт от надежного источника подлинной информации. Ценность осознания, что технологии это неизбежность должна привести к тому, чтобы наполнить контент этих технологий положительными смыслами. Теми смыслами, которые мы сами готовы отстаивать и защищать, что является для нас самих безусловными ценностями. Истина, добро и красота - эти ценности русской культуры возможно привить молодому поколению только осознав, с какой мощью информационных потоков придется сталкиваться постоянно на протяжении всего образовательного процесса. Поскольку справедливо, что «слова учителя, исходящие из сердца входят в сердце, но если они исходят с языка, то не пойдут далее ушей» (суфий, мыслитель Яхья ас Сухраварди).

Таким образом, взаимодействие субъектов в современном педагогическом процессе должно быть построено в рамках эффективного диалога, основанного на гуманистических принципах классических педагогических и психологических подходов к обучению и воспитанию гражданина, обладающего осознанной гражданской позицией, сформированными ценностными ориентациями и навыками критического мышления.

III. Материал практикума

Задание 1.

Определение отличительных черт целерациональных и ценностнорациональных действий. На основе представления крайних вариантов поведения в одном и другом способах действия формируется понимание дифференциации разных видов поведения человека. В данном упражнении дается определение аксиологии как науки о ценностях, определяющих характер поступка.

Задание 2.

На основе разграничения ценностей на виды: самоценности, ценности среды и ценности взаимодействия, необходимо предложить свои примеры для конкретизации и лучшего усвоения основания демаркации ценностей. Например, в качестве самоценности может выступать такая характеристика, как трудолюбие, способность слушать другого, ответственность, неряшливость (как негативная самоценность) и т.д. Ценностью среды всегда выступает наша оценка окружающих нас предметов и людей. Например, аудитория, в которой мы находимся, ценна своей технической оснащенностью, удобством и т.д. Ценность взаимодействия основывается на нашей оценке различных видов общения и взаимосвязей в социальном пространстве. Ценность дружбы, честность, справедливость и т.д. отражают именно ценности среды.

Задание 3.

Тренировка нулевой степени ценностного суждения. Задание направлено на понимание эстетического суждения как непосредственного, бескорыстного, внеэтического акта выражения речи. Тренировка понимания такого рода эстетического суждения происходит на примере картины К. Брюлова «Последний день Помпеи». Суждения, оценки и восприятие данной картины отражают нулевую точку, из которой происходит наделение чего бы то ни было ценностными характеристиками.

Задание 4.

Определение ценности дома самого по себе и сравнение его с ценностным основанием денег. Представлены три онтологические формы денег, для каждой из которых слушателям необходимо отыскать ценностные характеристики или наделить их антиценностями. Выполнение упражнения проходит в процессе обсуждения.

Задание 5.

На основе определения своих эмоций, этических оценок и эстетических непосредственных суждений необходимо оценить одну ценность и ее антипод. В качестве примера может быть предложена дихотомия: справедливость и беззаконие. В дополнение, такому анализу предлагается современная ценностная установка, состоящая из понятия легких денег, фриланса и гедонизма.

Задание 6.

Необходимо составить логические связи для тренировки аргументации, а также для выявления ошибочных ценностных суждений в чужой речи. Для примера представлены понятия: сакральное, рациональное, народное. Для данных понятий нужно предложить противоположные понятия.

Придумайте противоположные понятия-триады к понятиям: смелость, любовь, щедрость, жертвенность. Срединное понятие должно быть умеренным по смыслу, между двумя крайностями.

Составьте градацию понятий из нескольких определений, как в плюс, так и в минус таких характеристик: достоинство, гордость, сочувствие, индивидуализм. Необходимо между крайними терминами сформулировать несколько понятий.

Задание 7.

Тренировка на выявление уловок в аргументации. Придумайте примеры таких уловок:

К позитивным ожиданиям

К негативным ожиданиям

Метод «большой лжи»

Подтасовка карт

Создание мнимых образов

Рекламоподобная аргументация

Имитация критичности

Довод к цивилизационным странам

Кража лозунгов

Задание 8.

Упражнение с применением визуальных образов. Представлены три символа («Икона Божьей Матери», «символ солнцеворота», «серп, молот со звездой»), которые относятся к определенным периодам истории России. Необходимо выбрать один символ, наиболее близкий исконным смыслам русского человека, которые можно пронести в будущее.

Задание 9.

Какая характеристика, на ваш взгляд, точнее всего отражает характер русского народа: коллективизм или индивидуализм? После ответов будет показана сцена из знаменитой басни «Лебедь, рак и щука», а так же изображение часто упоминаемого в истории и жизнеописаниях русского народа хоровода. Данное упражнение отсылает к необходимости сопоставления культурных паттернов с укорененными в народе баснями, пословицами, распространенными образами и обычаями.

Задание 10.

Вскрытие внутреннего противоречия ценности свободы. На примере эпизода из «Одиссеи» Гомера необходимо проанализировать ценность свободы и определить многообразие видов свободы в современном цифровом мире.

Задание 11.

Выявление конфликта ценностных парадигм. Задание-уловка, благодаря которому развивается навык внимания к предложенной информации. Существуют множество ценностных парадигм, ценности которых могут совпадать, тем не менее, необходимо уметь видеть полутона и различия ценностных парадигм и уважать инаковую ценностную установку.

Участникам будет предложен перечень ценностей, которые нужно собрать в разные ценностные парадигмы и придумать пример носителя таких ценностных парадигм.


Система Orphus