Top.Mail.Ru

Перекрестки глобальной жизни: актуальные проблемы

17 марта 2022
В рамках проекта «Перекрестки глобальной жизни: актуальные проблемы» и постоянно действующего семинара «Европейская интеллектуальная культура» кафедра философских наук ИГПН, факультет французского языка, в сотрудничестве с переводческим факультетом МГЛУ организовали и провели 10 марта 2022 г. международный круглый стол, посвященный конфликту на Украине. Принципиальной установкой для данного проекта является его академический, университетский формат, все сложные и трудные вопросы обсуждаются в их аналитическом измерении, без излишней эмоциональности и политической ангажированности.

В работе круглого стола приняли участие:
доктор исторических наук Ф.А. Гайда (исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), кандидат исторических наук, доцент М.М. Шевченко (исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор философских наук, доктор исторических наук Гайденко П.И. (Московский государственный лингвистический университет), Чрезвычайный и Полномочный Посол, директор центра ибероамериканских программ Я.А. Бурляй, профессор Оливье Турнафон (Университет Париж 12), историк Филипп Пишо-Бравар (Университет Брест, Бретань), доктор философских наук Николя Стокер, доктор экономических наук Максанс Эккар (Société de la Tour Eiffel, Paris), доктор наук Каролин Бенуа и др… В заседании также приняли участие студенты, аспиранты и преподаватели университета. Работа круглого стола была обеспечена синхронным переводом, осуществленным высококлассными специалистами нашего университета В.В.Фроловой и Е.М.Солнцевым.

Проект «Перекрестки глобальной жизни: актуальные проблемы» ставит задачу по проведению серии международных круглых столов и посвящен памяти Ивана Бло и профессора В.Н.Расторгуева, которые в своей деятельности искали пути для установления прочного общего мира на Европейском континенте. Автор и модератор проекта: Самуйлов Г.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры философских наук ИГПН (МГЛУ), руководитель Департамента по международному сотрудничеству СДА.

В самом начале работы круглого стола российские историки предложили французским коллегам рассмотреть истоки современного кризиса на Украине в их исторической ретроспективе, последовательно показав, как формировалась территория современной Украины и государство. В этой связи были пояснено как, когда и в связи с какими событиями появились сами названия «украина», «малороссия» и «новороссия». Особо был рассмотрен советский период Украинской советской социалистической республики. После чего внимание слушателей было обращено на проблему украинского национализма, его особого развития на западе Украины. Главный идеолог украинского национализма и главный официальный герой современной Украины - Степан Бандера (1909-1959): его борьба против Польши и СССР, сотрудничество с Гитлером. Подчеркнув антирусский характер украинского национализма: “Украина - не Россия” и превращение антирусского национализма в государственную идеологию Украины, вступающие перешли к событиям 2014 года, к войне на Донбассе, которая началась сразу после Майдана.

Профессор П.И.Гайденко, который и в настоящее время является старшим научным сотрудником Института Украинской археографии и источниковедения Национальной академии наук, начал свое выступление с рассмотрения вопроса о судьбе русской культуры и русского языка на Украине. По мнению выступающего, на Украине не принято обсуждать эту проблему, однако от этого она не перестает существовать, а разрешение этой проблемы существенно бы понизило градус напряженности в украинском обществе.

Существует ли проблема использования русского языка в украинском культурном, научно и образовательном пространстве? Конечно же – Да. Высказывая свои возражения по данному вопросу, обычные люди и профессионалы обычно высказывают свое нарочитое удивление и следующий аргумент: «мы говорим в быту на русском языке и нам не запрещают его использовать дома или в разговоре с друзьями знакомыми». Однако если в быту использование русского языка до начала вооруженной операции на Украине, действительно, было именно таким, как это характеризуют украинцы из числа этнических русских и украинцев, то в научном и образовательном пространстве всё не так однозначно.

Например, на Украине не приветствовалось использование русского языка не только в учебном процессе, но и в неформальных отношениях между коллегами вне занятий, если это общение осуществлялось на территории вуза. Дело доходило до того, что молодые и рьяные молодые люди проверяли занятия, преподавательские круги, устраивали скандалы, писали доносы.

На большинстве научных конференций русский язык перестал использоваться как язык конференции. В действительности, его использовали, однако неофициально. В самих программках использование русского языка как языка научной конференции – уже к концу было табуировано. Исключения имели место. Но это были именно исключения.

Рекомендациями из Министерства Просвещения Украины участие украинских коллег в научных конференциях в России не только перестало учитываться, но и осуждается.

Также сложно обстояло дело с организацией совместных научных конференций украинских и российских научных центров. Из-за опасения быть наказанными или подвергнуться проверкам такие проекты просто откладывались.

Не признавались научные работы, издававшиеся украинскими исследователями в России (книги и статьи), если они только не были связаны с системами WoS и Scopus. В таком поведении есть что-то лицемерное.

В университетах практически вымывается советская и российская историческая литература. Рекомендации Министерства Просвещения категорически не рекомендует использовать в научных работах исследования российских коллег. Если в Академии Наук этих рекомендаций не придерживаются, то в университетах преподаватели оказываются уязвимыми перед такими правилами. Эти же требования, но в ещё более жесткой форме распространяются на работы аспирантов. Не комментируя детально ситуацию на Украине в последние недели, профессор Гайденко, однако высказал допущение, что его российский паспорт может создать массу проблем для его коллег и директора института археографии. В заключение своей речи, профессор выразил надежду на скорейшее завершение конфликта и возвращение научной жизни Украины в нормальное русло жизни.

Французские участники круглого стола обратили особое внимание на шквал лживой и фейковой информации во французских СМИ относительно военной операции на Украине, подчеркнув систематическое и лживое демонизирование России, умалчивание и искажение информации. Профессор О.Турнафон показал, что во французском интеллектуальном сообществе есть понимание того, что все происходящее является результатом систематической и стратегической деятельности США по ослаблению, развалу и уничтожению России. В этом смысле Россия рассматривается как естественный союзник в противостоянии гегемонии США в мире, ее дестабилизирующей роли, развязывающие повсеместно войны, как союзник, отстаивающий традиционные ценности человеческой жизни и дающий надежду на восстановления суверенитета государств Европы. Максанс Эккар предложил российским слушателям посмотреть на модель французского понимания происходящих событий на Украине, в частности подчеркнув, что если французское сообщество опирается на формальное определение государства, сформулированное еще в эпоху Просвещения, то, исходя из речи президента России В.В.Путина, следует, что он опирается в своем понимании происходящего на историческую фактичность и консервативные, традиционалистские интерпретации права. В этом смысли диалог необходим, чтобы лучше понимать друг друга, в частности и глубинные ментальные установки реактивируемые во французском и российском обществах.

В заключении работы круглого стола было предоставлено слово автору книги «Непокоренный Беркут», посвященной событиям на Украине, происходивших в Киеве с ноября 2013 по февраль 2014г. Для французов этот элемент в истории конфликта был практически неизвестен.

Российские участники призвали обратить внимание западного сообщества, и попробовать повлиять на украинское правительство для того, чтобы были установлены гуманитарные коридоры в сторону России, где у многих есть родственники и близкие.




Возврат к списку

Система Orphus