Top.Mail.Ru

Впечатления профессора

28 июня 2021
Вот и опять мы вернулись в формат онлайн в преподавании в университете… Пока неизвестно, надолго ли, но накопленные в период первой вспышки пандемии опыт и навыки работы не дали застать нас врасплох с этим внезапно принятым решением и не позволили поддаться панике или впасть в уныние. Я бы сказала, скорее, наоборот…

Не буду касаться отрицательных сторон данного вопроса, для меня их значительно меньше, а вот плюсы положительно сказываются на эффективности совместной работы. Причем это плюсы в оценке обеих сторон: как преподавателей, так и студентов. Я сейчас имею в виду языковые занятия, которые снимают вопрос о многих трудностях преподавания онлайн общего свойства. Например, некоторые педагоги жалуются, что нет живого контакта. При чтении лекций – это верно, но при проведении практических занятий по иностранному языку, где группа не превышает по численности более 10-12 человек, контакт даже лучше, чем в аудитории: все студенты перед глазами на одинаковом удалении от вас и очень близко, вы легко видите их эмоции, понимают ли они сказанное, испытывают ли затруднения при выполнении задания. Более того, если в аудитории вам нужно какое-то время для того, чтобы выучить имена ваших новых студентов, то онлайн эта проблема автоматически снимается: подписи фамилий под изображением студента работают как бейджи на конференциях, вам не нужно напрягать свою память при обращении, и общение происходит в более непринужденном формате. Виды деятельности в режиме онлайн несопоставимо богаче и разнообразнее, нежели в аудитории. В любой момент можно «запараллелить» выступление докладчика и чат с обменом вопросами и мнением, экономя существенно время. Докладчик легко и быстро может подключить свою презентацию, не тратя время на подключение, тестирование и проверку на совместимость с компьютером электронных носителей информации, как это бывает в классе. А какие преимущества дает возможность подключения из дома, где, чаще всего, стабильно работает Интернет, и есть возможность загрузить из домашнего компьютера все, что угодно, начиная с видео-сюжетов, учебных фильмов, аудио-файлов хорошего качества до онлайн тестирования! У нас также были ситуации, когда, по какой-то причине, презентация «не желала» загружаться у одного из студентов. Мы могли достаточно легко передать управление презентацией другому студенту из группы или преподавателю, оставив за не совсем удачливым в этом смысле студентом право докладчика, или тут же сбросить материалы на общую почту для ознакомления, что не всегда получается в аудитории с мобильных устройств, где достаточно часто не работает Интернет, и не всегда есть в аудиториях нужное оборудование.
И еще один момент: я, как доктор наук, ученый, ведущий активную научную деятельность, очень ценю время! А работа онлайн существенно экономит время на дороге. Многие уповают на то, что увеличилось время на подготовку к занятиям. Для меня, я бы сказала, не особо: я всегда тщательно готовлюсь к занятиям несмотря на многолетний опыт и знания, и разница в подготовке к этим двум форматам заключается лишь в том, что мне нет необходимости распечатывать свои и раздаточные для студентов материалы, что положительно сказывается также на экономии бумаги!
Есть, конечно же проблемы при проведении экзамена, поскольку проблему списывания никто не отменял. Но это вопрос также отдельного свойства, над которым нужно работать, начиная с пересмотра формы проведения экзамена, структуры экзаменационного билета и требований к знаниям, и заканчивая изменением психологии коммуникации между преподавателем и студентом. Многие, кто был в зарубежных вузах и общался с коллегами, знают о том, что списывание не является частью их академического взаимодействия: это не приветствуется и не практикуется в академической среде. Следовательно, и нам стоит перенять их опыт и перестроить наш менталитет в этом направлении, ведь каждый из нас понимает: учеба – это зона нашей общей ответственности за результат.
И, уже обращаясь к студентам, я бы хотела добавить: то, с каким результатом мы придем с вами в поставленных в обучении целях, станет вашим информационным багажом, вашими профессиональными умениями и навыками, наконец, вашим развитым интеллектом и способностью к логическому мышлению, которые будут основой вашей профессиональной деятельности, и не только, на вашем долгом жизненном пути!

Профессор Гуревич Л.С.



Возврат к списку

Система Orphus