Top.Mail.Ru

«Французская интеллектуальная культура»: встреча с И.И.Блауберг

«Французская интеллектуальная культура»: встреча с И.И.Блауберг
12 января 2022
11 января 2022 года в рамках международного междисциплинарного образовательного и научного проекта «Французская интеллектуальная культура» прошла в смешанном формате встреча студентов МГЛУ с И.И. Блауберг, доктором философским наук, ведущим научным сотрудником Института философии Российской академии наук. Встреча была организована доцентом кафедры философских наук ИГПН Самуйловым Г.Н. На лекции присутствовали студенты факультета французского языка и переводческого факультета. 
 
Лекция была посвящена философии Анри Бергсона, исследованием творчества которого Ирина Игоревна занимается много лет. Одним из результатов этой работы является монография Анри Бергсон, изданная в 2003 году. Часто философию французского мыслителя относят к направлению, получившему наименование «философия жизни», но автор доклада подчеркнула в самом начале своего выступления, что на творчество Бергсона оказали влияние множество самых разных течений и школ, среди которых особо можно выделить французский спиритуализм (Мен де Биран, Равессон, Бутру), некоторые виталистские течения, христианский мистицизм и другие религиозные традиции. Лектор обратилась к основным этапам биографии философа, синхронизировав ее с появлением его книг, начиная с Опытов о непосредственных данных сознания (1989), далее последовательно рассматривая основные сюжеты таких работ как Материя и память (1896), Смех (1900), Введение в метафизику (1903), Творческая эволюция (1907), и заканчивая Двумя источниками морали и религии (1932). 

Обращаясь к философской проблематике, лектор начала с рассмотрения вопроса о природе времени, исследования которого привело Бергсона к осознанию того, что научное знание и сопровождающие его позитивистские подходы не дают удовлетворительного ответа на этот вопрос. Нужно было искать иные подходы, например, наподобие того, что мы находим у Августина в 11 книге его Исповеди, его знаменитое учение о субъективности времени, то есть нужно было попробовать разобраться в том, как время открывается не вовне, в реальности, а изнутри, в сознании. На этом пути у Бергсона был еще один знаменитый предшественник, а именно Д. Юм, который полагал, что, «чтобы получить идею времени, или, что для Юма то же самое, длительности, мы должны чувственно воспринять последовательность изменяющихся состояний сознания». Однако для науки неважно то, что происходит в интервале между t и t1, важны лишь крайние точки этого интервала, отображаемые в формулах, но в них не учитывается течение времени, его необратимость, хотя все люди осознают, что растут, взрослеют, стареют, - одним словом, постоянно и необратимо меняются. Значительным событием в трактовке времени стали работы Галилео Галилея, которому удалось установить принцип, связывающий между собой пространство и время. Время в механике становится только принципом непрерывного равномерного изменения, по своей природе обратимого. Исследуя вопрос, Бергсон приходит к выводу, что ни в механике, ни даже в физике вовсе нет речи о собственно длительности, а «время», о котором там говорится, - нечто совсем иное. Философ задался вопросом о том, что такое реальная длительность и почему математика не может ее уловить. Из этих размышлений появилась работа Опыт о непосредственных данных сознания, где он с помощью интроспекции пытается постичь чистую длительность. 

Далее лектор уделила особое внимание термину «длительность», рассказала и о других идеях французского философа, и о трудностях, связанных с переводом терминов на другие языки, в частности, на английский, немецкий и русский. После лекции студенты задавали вопросы. Встреча прошла в доброжелательной творческой атмосфере.



Возврат к списку

Система Orphus