Международная научно-практическая конференция «Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации»

11 февраля 2020
6-8 февраля в МГЛУ прошла XXIII Международная научная конференция "Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации".
Гостями конференции стали заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания РФ В.В. Смирнов, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ О.Н. Смолин, теле- радиоведущая, диктор Центрального телевидения А.М. Вовк. Тема конференции - «Риторика в эпоху цифровизации". Заседание научной секции  с аналогичным названием провели д.ф.н., доцент Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского Л.В.Ухова и к.ф.н., профессор,  заведующая кафедрой документоведения МГЛУ Т.Я. Анохина. Темы докладов, прозвучавших на заседании,  отражали серьезные изменения, произошедшие в современном российском обществе. Процессы цифровизации затронули все сферы современной жизни: экономику, политику, гуманитарную сферу, к которой, безусловно, можно отнести и речевую деятельность людей.

Именно в этой, последней области произошли самые серьезные изменения. По словам академика В.Г.Костомарова, современная коммуникация стала в огромной степени дисплейной, или цифровой.
Риторика как наука  традиционная также не могла не претерпеть изменения и в правилах, и в возможностях, например, охвата целевой аудитории, и в каналах передачи информации, и в средствах реализации главной своей цели - эффективности риторического воздействия на воспринимающего информацию человека, какими бы средствами ни осуществлялся риторический дискурс. Убедительность и эмоциональность, даже иногда достигаемая за счет не вполне нормативных и традиционно-регулярных способов, что было продемонстрировано в докладе Вермишовой П. И. "Риторика ненависти в спортивном дискурсе (на примере сайта Sports.ru).
В докладах были затронуты самые серьезные проблемы инфориторики, понимаемой как искусство речевого воздействия и убеждения посредством средств массовой информации  и прочих средств ИКТ:  применение информации  интернет-СМИ для формирования речевой культуры  студентов (Зюзюкина З.С.,Федорова Н.В.), описан обширный массив элокутивных средств в продающем выступлении, т.е. арсенал языковых средств при сетевых продажах, например, в телемагазинах (Жукова А.Г.), приведены  системные риторические характеристики, практически заданные  в форме алгоритма как для создания, так  и для анализа медиатекстов при  бурно развивающемся в настоящее время  процессе маркетизации дискурса СМИ (Жукова Л.В.). Трудно перечислить все интересные выступления, поскольку их было много. Аудитория была профессиональной, неравнодушной и заинтересованной, что проявилось в обсуждениях докладов.
Хочется отметить общую мысль, пронизывающую почти все выступления , а выступили  23 ученых, что, вполне понятно, не позволяет назвать в аннотированном сообщении все научные достижения: риторика изменяется  одновременно с цивилизационными изменениями: от устной формы - к письменной - и далее к информационно-технологической, при этом в последние десять-пятнадцать лет все более и более используются мультимедийные платформы, что на порядок увеличивает возможности  убеждения, агитации  и  пропаганды с помощью инновационных средств. Другими словами, эти изменения в форме, стиле, массовости охвата и приемах  говорят о том, что цифровая риторика (в том числе и блогосфера) развивается, продвигает коммуникативные акты не только в экономике, маркетинг, рекламе, но также втягивает в этот бурный водоворот высказывания и оценки   крупных политических деятелей, например, в период предвыборных кампаний, когда люди принимают решение доверить свои мысли самой массовой аудитории - в соцсетях. Все это, в конечном счете, заставляет ставить новые амбициозные задачи перед различными  профессиональными сообществами, которые участвуют в риторическом дискурсе.







Возврат к списку

Система Orphus