Московский Иняз
имени Мориса Тореза
Московский государственный
лингвистический университет

Кафедра социологии

Контакты

адрес: 119034, Москва, Остоженка 38, каб. 158 

тел.: 8(499) 246-20-89

эл. почта: v.lapshov@linguanet.ru


      Кафедра социологии образована в июне 2004 года для подготовки студентов по специальности и направлению подготовки «Социология». 

      За это время:

  • произведено 10 выпусков,
  • подготовлено 335 квалифицированных социологов (в т.ч. 164 специалиста, 123 бакалавров и 48 магистров со знанием двух и более иностранных языков).

Научно-педагогический состав кафедры укомплектован высоко-квалифицированными специалистами – социологами разных поколений, имеющими большой опыт научно-исследовательской и педагогической деятельности. На кафедре работают: доктора наук, профессора В.А. Лапшов, И.В. Образцов, В.Л. Примаков, А.В. Саблуков; кандидаты наук, доценты С.С. Соловьев, А.В. Половнев, Е.В. Дубограй, В.В. Жучков, Г.В. Маткаримова, и О.Н. Шаева, старший преподаватель А.Ю. Станевич, преподаватель В.В. Журавлев (почасовик). Средний возраст научно-педагогического состава – 46 лет.

На кафедре осуществляется подготовка по следующим учебным программам направления подготовки "Социология":

  • 39.03.01 «бакалавр» – 4 года (форма обучения – очная), квалификация/степень – «бакалавр социологии», профиль подготовки: «социология коммуникаций» – приглашаем абитуриентов для обучения на бюджетной (20 места, включая целевой набор) и контрактной, с оплатой обучения (16 мест) основе: зачисление по результатам ЕГЭ (обществознание – профильный, иностранный язык, математика и русский язык).
  • 39.04.01 «магистр» – 2 года (форма обучения – очная), квалификация/степень – «магистр социологии», магистерские программы: 1) социологический анализ рынков и маркетинговых коммуникаций; 2) социологический анализ медиасферы и медийных коммуникаций» – приглашаем дипломированных специалистов и бакалавров из различных вузов по родственным специальностям (социология, экономика, менеджмент, маркетинг и др.) для обучения на бюджетной (10 мест: по 5 мест на каждой программе) и контрактной, с оплатой обучения (по одному месту на каждой программе) основе: вступительные испытания проводятся в форме собеседования по социологии и иностранному языку.
  • 39.06.01 «аспирант» – 3 года (форма обучения – очная), квалификация/степень – «исследователь; преподаватель-исследователь», по направлению «Социологические науки» (специальность: 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы) – приглашаем дипломированных специалистов и магистров для обучения на бюджетной (1 место) и контрактной, с оплатой обучения (1 место) основе: вступительные испытания проводятся в форме экзамена по социологии, философии и истории науки, иностранному языку.

Подготовка профессиональных социологов включает большой набор разнообразных учебных дисциплин. Освоение профессии начинается с изучения предметов социально-экономического и гуманитарного цикла (философия, история, экономическая теория, правоведение, логика, русский язык и культура речи, психология и педагогика, маркетинг и др.). Наряду с этим социологи, начиная уже с первого курса, изучают предметы профессиональной направленности: общая социология; история социологии; современные социологические теории; методология и методы социологических исследований; методика преподавания социологии; социальное прогнозирование и проектирование; социология семьи; этносоциология; социология труда и экономическая социология и социология труда; социология культуры; социальная антропология; социология религии; социология маркетинга и др.

Дисциплины специализации базируются на знаниях, полученных студентами в ходе изучения общесоциологических предметов, и в соответствии с профилем/направлением подготовки развивают коммуникационную составляющую будущей профессиональной деятельности выпускников. Эта задача решается следующим образом:

  • освоением блока учебных дисциплин «коммуникативной» направленности: теория коммуникаций; психолингвистика; социолингвистика; социология коммуникаций/коммуникативных систем; социология организаций; социология управления; теория и практика маркетинговых исследований; социология рекламы; теория и практика медиаизмерений и медиапланирования; теория и практика связей с общественностью; современные методы социологических исследований в маркетинге и медиасфере; теория и практика работы с персоналом; социология рекламы и др.;
  • углубленной лингвистической подготовкой будущих социологов, которая осуществляется исходя из специфики МГЛУ (многолетние традиции лучшего в стране учебного заведения лингвистического профиля): по программе «бакалавр» - по двум иностранным языкам (в сочетании с английским языком изучаются: немецкий, французский, испанский, итальянский или польский языки); по программе «магистр» - по английскому, немецкому, французскому или испанскому языкам. Это достигается освоением ряда предметов лингвистического профиля: иностранный язык; практический курс 1-го и 2-го иностранных языков; профессионально ориентированная коммуникация; профессионально ориентированный перевод; история, культура и география стран изучаемого языка.

В учебных планах значительный объем времени отводится изучению математических дисциплин и информационных технологий:

  • высшая математика;
  • теория вероятностей;
  • математическая статистика;
  • теория измерений в социологии;
  • общая теория статистики;
  • методы прикладной статистики для социологов;
  • социальная статистика;
  • анализ данных в социологии;
  • демография; информатика;
  • современные компьютерные технологии в социальных науках;
  • компьютерные технологии анализа и обработки социологических данных.

В ходе обучения студенты осваивают как базовый статистический пакет в области социальных наук SPSS (PASW Statistics), позволяющий выполнять практически все виды статистического анализа, так и специализированные программные средства для медиа-исследований: психолингвистическая экспертная система Vaal(R) (анализ фоносемантического воздействия текстов, проведение контент-анализа); PaloMARS (анализ структуры и поведения телевизионной аудитории); SuperNova (анализ структуры и поведения аудитории радио); Galileo (медиа-, маркетинговый анализ и медиапланирование); . iStar (онлайн-анализ аудиторных показателей Интернета), Atelier Internet II (анализ аудиторных показателей и планирование рекламных кампаний в Интернете).

В процессе обучения наряду с освоением теоретических знаний большое внимание уделяется формированию профессиональных навыков и умений будущих социологов: студенты активно участвуют в работе кружка студенческого научного общества, проведении прикладных социологических исследований, выступают с докладами на вузовских, межвузовских и международных научных конференциях.

Стало традицией проведение 14 ноября ежегодного Дня социолога, в ходе которого студенты-социологи всех курсов общаются между собой, обмениваются опытом, приобщаются к корпоративной культуре, встречаются с потенциальными работодателями. Учебными программами по всем видам подготовки предусмотрено прохождение студентами производственной практики, которая традиционно организуется в ведущих научно-исследовательских учреждениях, социологических центрах и службах, иностранных и отечественных консалтинговых и маркетинговых компаниях: Институте социологии РАН, ВЦИОМ, Левада-Центре, Nielsen, TNS Gallup-Media, Ipsos Russia, GFK Русь, РОМИР, Magram Market Research, B2B research, Социологическом центре Министерства обороны РФ и др. Большинство студентов продолжают работу в данных и других компаниях в период обучения и после окончания вуза.

Учебными планами подготовки магистров также предусмотрена педагогическая практика в высших и средних специальных учебных заведениях. Для лучших студентов возможно направление в период обучения на 3-5-месячную стажировку в зарубежные вузы. Некоторые выпускники выиграли гранты, освоили и в настоящее время продолжают успешно осваивают программы магистратуры и послевузовского образования в университетах: Амстердама, Кёльна, Лозанны, Мангейма, Неаполя и др.

Выпускники отделения социологии готовятся к профессиональной деятельности:

  • в государственных органах федерального, регионального и муниципального уровня, на должностях, требующих базового высшего социологического образования;

  • к исследовательской, проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности в научных институтах, социологических службах и центрах;

  • в аналитических, маркетинговых, консалтинговых и социологических подразделениях отечественных и иностранных предприятий, фирм и компаний;

  • на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях;

  • в сфере Public Relations: службах, центрах, СМИ;

  • в центрах избирательных технологий по организации и проведению избирательных кампаний.

Система Orphus