Московский Иняз
имени Мориса Тореза
Московский государственный
лингвистический университет

Теория и практика преподавания русского языка как иностранного

Начинается набор на программу дополнительного образования
«Теория и практика преподавания русского языка как иностранного»

Цель программы – подготовить специалистов, способных успешно проводить практические занятия по русскому языку в иностранной аудитории на начальном, среднем и продвинутом  этапах обучения.

Интерактивные лекции и семинары ведут опытные преподаватели, авторы  научных и методических работ, учебников и учебных пособий по РКИ. Во втором семестре слушатели программы посещают  и проводят практические занятия со студентами-иностранцами (20 часов пассивной практики, пробный  и контрольный уроки).

Приглашаются все желающие, имеющие высшее филологическое, лингвистическое и педагогическое образование, а также студенты старших курсов бакалавриата и магистранты, обучающиеся по указанным специальностям.

Наши преимущества: практическая направленность, индивидуальный подход к каждому слушателю программы, консультации опытных профессионалов, гибкая организация педагогической практики.

Продолжительность обучения – с октября 2018 по июнь 2019 года. Стоимость – 56 тысяч рублей в год, оплата по семестрам.
  
Краткое содержание дисциплины:

1. Теоретические основы методики преподавания русского языка как иностранного.

2. Система обучения русскому языку как иностранному. Уровни владения русским языком. Научно-методическое обеспечение содержания образования РКИ. Этапы обучения.

3. Структурные компоненты системы обучения. Подходы к обучению языку. Цели, задачи и содержание обучения.

4. Обучение языковым средствам общения (аспектам языка).
  • Обучение фонетике.
  • Обучение лексическим средствам языка.
  • Обучение грамматическим средствам языка.
5. Обучение деятельности общения.
  • Обучение аудированию.
  • Обучение говорению.
  • Обучение чтению.
  • Обучение письму.
  • Текст как лингвистическое и методическое понятие.
6. Организация и обеспечение процесса обучения.
  • Планирование и организационные формы учебного процесса.
  • Учебник русского языка как иностранного, структура и функции. Обзор учебников и учебных пособий.
  • Система упражнений.
7. Организация контроля.

Информация о педагогической практике

Пассивная практика (посещение занятий) проводится во втором семестре, с февраля по апрель (не менее 20 аудиторных часов).

Активная практика (апрель-май) предполагает подготовку и проведение фрагмента урока и последующий его анализ с преподавателем-куратором.

Промежуточная и итоговая аттестация

В конце первого семестра проводится зачет. Вопросы для подготовки высылаются слушателям либо размещаются на сайте по мере изучения разделов программы.

Итоговый контроль – защита рефератов – проводится в конце второго семестра (июнь). Возможные формулировки тем высылаются слушателям либо размещаются на сайте в начале второго семестра (февраль). Работа над рефератами ведется под руководством кураторов. 

Список рекомендуемой литературы

  1. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. М.; СПб., 1999-2000. Ознакомиться с государственными стандартами (требованиями к уровням владения русским языком как иностранным) можно здесь.
  2. Щукин А.Н. Методика обучения общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. – М.: ИКАР, 2012. 
  3. Щукин А.Н. Современные методы и технологии преподавания РКИ.Учебное пособие. – М.: Знание, 2012.
  4. Практикум по методике преподавания РКИ для иностранных студентов-филологов. Вып.1., М., 2010, Вып. 2., М., 2009.
  5. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. Составители: Л.В. Московкин. А.Н. Щукин., М., 2010.
  6. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., 2003, 2-е изд. М., 2010.
  7. Методика /Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Рус. Яз., 1988
  8. Васильева Т.В., Ускова О.А. Русский язык в многоязычном мире: вопросы статуса и билингвального образования. Монография. – М.: Янус-К, 2016.
  9. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русского языка. М., 2002.
  10. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи.  - М.:Русский язык, 1977.
  11. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим.М., РУДН,1995.
  12. Лебедева Ю Г. Звуки. Ударение. Интонация. -  М.: Русский язык.1986.
  13. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании РКИ. 4-е изд. М.:, 1990.
  14. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984.
  15. Живая методика. Для преподавателей РКИ / Э.В. Аркадьева и др. М., 2005.
  16. Остапенко В.И. Обучение грамматике иностранцев на начальном этапе. 3-е изд. М., 1998.

Учебные занятия (8 академических часов в неделю) проходят в главном корпусе университета (ул. Остоженка, д.38):

Слушателям, успешно освоившим все учебные дисциплины, выдаётся сертификат ФГБОУ ВО МГЛУ установленного образца.

Стоимость образовательной программы для одного слушателя составляет 56 000 руб. за весь период обучения. Оплата производится по семестрам (1 семестр - 28 000 руб.).

Телефон для справок: +7-499-245-33-19

Руководитель программы: 
к.пед.н., доцент Чубарова Ольга Эдуардовна +7 968 598 48 08.





Система Orphus