20-21 июня 2019 года в МГЛУ состоялась очередная Всероссийская научно-методическая конференция неязыковых вузов и факультетов университетов Российской Федерации «Векторы современного развития системы подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе».
В работе конференции приняли участие 228 преподавателей иностранных языков неязыковых вузов и факультетов университетов Российской Федерации. На конференции были представлены 73 вуза из 25 регионов РФ.
Огромная роль в решении стратегической государственной задачи осуществления социально-экономического прогресса в развитии Российской Федерации отводится подготовке инновационных кадров, способных обеспечить планируемые преобразования в нашей стране. Особую актуальность приобретают при этом проблемы высшего языкового образования. Овладение одним или несколькими иностранными языками, понимание ментальных традиций и ценностей носителей языков, готовность к иноязычной профессиональной коммуникации позволят выпускникам вузов разных профилей осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие с представителями иных лингвокультур; развивать полноправное и многоаспектное партнерство как в общероссийском, так и в общеевропейском масштабе и, более широко, в мировом сообществе.
На конференции обсуждались вопросы, связанные с определением векторов развития современной системы подготовки по иностранному языку (ИЯ). В контексте подготовки инновационных кадров в докладах участников конференции особое внимание было уделено:
- установлению партнерских отношений вузов и бизнес-структур / работодателей в достижении намеченных целей высшего образования, в том числе лингвистического;
- обучению студентов второму и более иностранным языкам;
- необходимости разработки педагогических приемов в обеспечении успешной адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе;
- потребности в постоянной поддержке мотивированности студентов к изучению иностранных языков и в формировании у них умений самосовершенствования уровня владения ИЯ;
- внедрению в практику подготовки по ИЯ концепции интернационализации высшего лингвистического образования;
- факторам формирования карьерных траекторий выпускников вуза;
- новым формам дистанционного тестирования.
Ряд докладов содержал интересную и полезную информацию о последних исследованиях в области лингвистики и педагогики, об использовании в обучении ИЯ электронных средств, а также практические рекомендации для совершенствования обучения иностранным языкам в вузе, в том числе для обучения иностранных студентов (из ближнего и дальнего зарубежья) русскому языку как иностранному. (Смотри текст программы конференции)
РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ:
I. Следует признать, что растет осознание важной роли иностранного языка (ИЯ) в подготовке специалиста любого профиля. ИЯ рассматривается как инструмент освоения профессионального знания и как необходимое средство иноязычного профессионального общения. Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе является сегодня обязательным и систематизирующим междисциплинарным предметом профессиональной подготовки, способствующим также социализации личности обучающегося.
II. Признать установление вузами партнерских отношений с бизнес-структурами / работодателями эффективным способом повышения качества подготовки инновационных кадров, в том числе и качества их подготовки по иностранному языку. Кафедрам иностранных языков неязыковых вузов рекомендуется всесторонне изучить эту проблему и определить возможные мероприятия в рамках данного сотрудничества, способствующие развитию системы подготовки по иностранному языку на каждой последовательной ступени высшего образования.
III. Осуществлять в неязыковых вузах непрерывную диверсифицированную подготовку по ИЯ, которая в связи с новыми государственными, общественными и личностными образовательными потребностями в области лингвистического образования предполагает разработку кафедрами иностранных языков соответствующих новых образовательных программ по ИЯ и их методического обеспечения в соответствии с последними требованиями государственных образовательных стандартов.
IV. Считать необходимым продолжать на кафедрах иностранных языков теоретические и практические исследования в целях совершенствования обучения ИЯ на основе личностно-деятельностного, коммуникативного, компетентностного, межкультурного и профессионально ориентированного подходов. При этом рекомендуется учитывать особенности современного поколения студентов, более активно использовать электронные образовательные ресурсы и планировать применение инновационных технологий в сочетании с традиционными, проверенными временем.
V. Совершенствуя процесс формирования у обучающего умений различных видов иноязычной речевой деятельности, когнитивных и учебных умений, а также совершенствуя организационную структуру учебного курса и качество учебно-методических материалов для проведения аудиторных занятий и для выполнения студентами самостоятельной работы, следует стремиться к тому, чтобы учебный процесс по ИЯ сделать оптимальным, более эффективным и интенсивным.
VI. Считать обязательным условием успешной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе регулярное повышение преподавателями иностранных языков языковой и педагогической квалификации.
VII. Рекомендовать Центральному кабинету методики обучения иностранным языкам опубликовать материалы конференции в «Вестнике» МГЛУ (в печатной версии).
VIII. Провести следующую Всероссийскую научно-методическую конференцию неязыковых вузов и факультетов на базе МГЛУ в июне 2020 года.