Top.Mail.Ru

Кафедра политологии

Аннотация Гусева Даниила Алексеевича  ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Венесуэла как субъект мирового политического процесса   Ключевые слова: глобализация, мировой политический процесс, Венесуэла, Латинская Америка, Уго Чавес, политика, революция, США. Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 55 страниц. Актуальность темы исследования. Политический процесс является общемировым явлением, которое затрагивает все страны мира. Некоторые страны не только подвержены этому влиянию, но и сами могут оказывать влияние на мировой политический процесс. Несмотря на свою политическую молодость, Венесуэла уже успела проявить себя не только активным участником, но и актором политического процесса, возглавив в свое время освободительное движение Южной Америки. В настоящее время, Венесуэла является одной из наиболее политически активных стран региона. Объект исследования – политический процесс в странах Латинской Амеркики. Предмет исследования – борьба за национальную независимость Венесуэлы Цель данной работы – проследить участие Венесуэлы в мировом политическом процессе. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучить политическое прошлое Венесуэлы. 2. Изучить современное состояние Венесуэлы. 3.Проследить процесс создания Боливарианской Республики Венесуэла. 4. Выявить роль Уго Чавеса в построении ‘‘ Cоциализма XXI века’’ Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. В современном мире политический процесс имеет очень важное значение. Мировой политический процесс так или иначе затрагивает все страны мира. Страны не только попадают под его влияние, но и сами становятся его творцами. Венесуэла является примером того, как из объект политического процесса может превратиться в весьма активного субъекта. История политической активности Внесуэлы началась относительно недавно – в XIXв. Став флагманом борьбы за независимость Латинской Америки, вовлеченность Венесуэлы в политический процесс неуклонно росла. Она достигла своего пика после вступления в должность президента страны Уго Чавеса. В это время страна не только кардинально преобразовывается после конституционной реформы, но и становится одним из ключевых игроков региона и мира, активно принимая участия в глобальном политическом процессе. Студент Гусев Д.А. Согласовано: Руководитель Кандидат исторических наук, профессор Чащихин Б.Д.

Аннотация Ефремовой Анны Александровны факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Российско-американские отношения на современном этапе. Ключевые слова: международные отношения, политический конфликт, мировая политика, социально-экономические отношения, военно-политические отношения, многополярный мир. Структура бакалаврской работы: представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Актуальность темы исследования. На всем протяжении длительного периода взаимоотношений России и США принципиально менялись модели взаимодействия стран. По началу российско-американским отношениям была свойственна отдаленность, и все попытки наладить их воспринимались в основном одобрительно. В дальнейшем, между странами стала наблюдаться скорее острая конфронтация. В 90-х годах Россия и США пытались сохранить партнерские отношения, но в итоге произошло отчуждение. Со временем настал период таких отношений, которым пока нет аналогов в истории. Для полноценного анализа проблемы необходимо осветить следующие вопросы: каковы отличительные черты новой модели отношений между Россией и США; насколько устойчивы эти отношения; кем являются друг для друга оппоненты; в чем состоят перспективы российско-американских отношений. Научная новизна работы состоит в том, что предпринимается попытка комплексного рассмотрения основных проблем социально-экономических и военно-политических отношений России и США. Также предпринята попытка оценить влияние двусторонних отношений России и США на явления регионального порядка, а также дать анализ перспектив эволюции взаимоотношений России и США в общеконтинентальной динамике. Важным аспектом исследования является рассмотрение деятельности европейских структур и государств в контексте двусторонних отношений России и США. Объект бакалаврской работы - внешняя политика России. Предмет бакалаврской работы - российско-американские отношения в 90-х и 2000-х. Цель бакалаврской работы - изучение российско-американских отношений на фоне сирийского и украинского политических конфликтов. Задачи бакалаврской работы: - исследования социально-экономических и военно-политических отношений России и США в 90-х и 2000-х. - анализ изменений внешней политики России и США на фоне сирийского политического конфликта. - изучение изменений в российско-американских отношениях на фоне украинского политического конфликта. - Студент Ефремова А.А. Согласовано: Руководитель: Кандидат философских наук, доцент Абгарян Р.Э.

Аннотация Ильиной Виктории Александровна факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Энергетический фактор во внешней политике современной России Ключевые слова: международные отношения, мировая политика, атомная энергетика, взаимоотношения, газ, «Газпром», Европа, Китай, СНГ, изменения, импорт, нефть, перспективы, «Росатом», Россия, санкции, топливно-энергетический комплекс Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Актуальность. В настоящие время энергетический фактор играет все более важную роль во внешней политике. Более того, он превратился в сферу пересечения интересов таких крупных мировых акторов как России, США, Китая и Европейского союза. Объект исследования - внешняя политика современной России Предмет исследования - сотрудничество России со странами Ближнего и Дальнего Зарубежья в топливно-энергетической сфере. Цель работы - анализ роли энергетического фактора во внешней политики современной России. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. Исследовать основные направления энергетического сотрудничества России со странами ближнего зарубежья: на примере Белоруссии, Азербайджана и Казахстана. 2. Изучить особенности энергетического сотрудничества России со странами дальнего зарубежья: на примере европейских стран, Турции и Китая. Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. Российская Федерация является крупнейшим производителем и экспортером энергоресурсов, она обладает большими запасами углеводородов. И как следствие этого Россия необратимо вовлечена в глобальные энергетические процессы. Усиливающаяся конкурентная борьба не только за региональные энергетические рынки, но и за мировой энергетический рынок в целом требует от России новых возможностей, поиска эффективных решений и способов взаимодействия во внешнеполитической деятельности, создание новых транзитных транспортных коммуникаций, установления надежных и долгосрочных партнерских связей с другими странами-производителями и потребителями энергоресурсов. Мировой характер международных энергетических проблем, все большая их политизация, а также объективно сложившееся положение российского топливно-энергетического комплекса в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число ключевых вопросов российской внешней политики. Политика так или иначе всегда будет иметь прочную связь с энергетикой как средством реализации энергетической безопасности государства. Студент Ильина В.А. Согласовано: Руководитель кандидат философских наук, доцент Абгарян Р.Э.

 

  Аннотация Каткова Кирилла Денисовича факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Энергетические стратегии Российской Федерации и США: сравнительный анализ Ключевые слова: международные отношения, мировая политика, энергетическая стратегия, энергетический фактор, ТЭК, нефть, натуральный природный газ, атомная энергетика, энергетическая политика, Российская Федерация, США. Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка литературы. Актуальность. Объективные тенденции глобализации современных экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами. Важно отметить, что Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надежного функционирования экономики и социальной сферы страны, укреплении ее позиций на международной арене. Объект исследования - энергетический фактор в современной политике. Предмет исследования - энергетический фактор современной политики РФ и США. Цель работы - сравнительный анализ стратегий Российской федерации и США в энергетике. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучение концепции развития нефтегазового комплекса Российской Федерации. 2. Исследование особенностей формирования и развития газового комплекса РФ. 3. Анализ становления атомной энергетики РФ. 4. Выявление особенностей нефтяной промышленности США на современном этапе. 5. Определение основных направлений деятельностей современного газового комплекса США. 6. Изучение особенностей современной атомной отрасли США. Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. В последнее время много говорится о проблеме обеспечения глобальной энергетической безопасности в системном плане, о ее важнейших составляющих и направлениях решения. Наряду с выдвижением и реализацией соответствующих инициатив, огромное значение имеют конкретные направления и параметры проводимой разными странами энергетической политики, степень их согласованности. В настоящее время стабильность и рост мировых экономик напрямую зависит от доступа к энергоресурсам. Именно поэтому энергетический фактор и энергетические стратегии выходят на передний план в мировой политике. А возможность обеспечения экономики необходимыми ресурсами становится одной из основ национальной безопасности. Студент Катков К.Д Согласовано: Руководитель кандидат философских наук, доцент Абгарян Р.Э.


Аннотация к выпускной квалификационной работе Крылова Николая Дмитриевича Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 03.02.00 Политология группа 2-8-32 на тему: Политические культуры современной Испании и Аргентины: сравнительный анализ Ключевые слова: политология, политическая культура, Испания, Аргентина, сравнительный анализ. Структура работы представлена введением, двумя главами, пятью параграфами, заключением и списком источников и литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 64 страницы. Актуальность данной тематики подчеркивается недостаточной научной разработанностью темы, а также значимостью социокультурных характеристик государств как консолидирующего фактора. Объектом исследования является политическая культура, факторы и условия ее формирования. Предметом исследования является сравнительный анализ основных факторов, повлиявших на формирование политической культуры в Испании и Аргентине. Цель работы – предварительно изучив исторические, религиозные и другие особенности Испании и Аргентины, выявить факторы, определившие политическую культуру этих стран, и анализировать их. Основными методами исследования является наблюдение, обобщение, классификация и сравнительный анализ. Результатами работы являются подробный анализ и рассмотрение основных элементов политической культуры Испании и Аргентины. Выявлены их схожие и различные черты и прослежено направление изменений в системе политических взглядов населения Испании и Аргентины. В политической культуре Испании и Аргентины можно наблюдать много общих характеристик. Безусловно, некоторые различия между ними присутствуют, но в общих чертах политический опыт этих стран довольно похож. Политическая культура этих стран испытала огромнейшее историческое и религиозное влияние. В условиях многополярного мира общие точки соприкосновения в различных сферах – не только в экономических и социально-политических, но и в социокультурных – это залог успешной координации действий для достижения общих целей. Студент Крылов Д.Н. фамилия, имя, отчество Согласовано: Руководитель Синчук Ю.В. доктор политических наук, профессор


Аннотация Матвеевой Светланы Михайловны факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Фактор силы в современной мировой политике Ключевые слова: международные отношения, мировая политика, сила, власть, фактор силы, мягкая сила, жесткая сила, глобализация, национальная безопасность, национальные интересы, санкции, цветные революции, военная мощь, гегемония, силовой потенциал РФ. Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Актуальность. С древнейших времен до наших дней сила являлась важнейшим фактором политики. Глобализация и информатизация обусловили возрастание глобальной взаимозависимости и влияния одних акторов на другие. Государства, стремясь в полной мере реализовать свои национальные интересы и достичь выгодного соотношения сил в системе международных отношений, используют силу, рассматривая ее как основной фактор мировой политики. Объект исследования - феномен силы в мировой политике. Предмет исследования - проявление фактора силы в современной мировой политике. Цель данной работы - изучить фактор силы и силовой потенциал современной России в контексте мировой политики. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучить феномен силы в политике и его генезис. 2. Раскрыть эволюцию и трансформацию феномена силы в мировой политике. 3. Выявить особенности проявления силы в современной мировой политике. 4. Определить силовой потенциал Российской Федерации и перспективы его использования. Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. Будучи средством воздействия одного политического субъекта на поведение другого в желательном направлении, сила представляется как важнейший ресурс политики и атрибут власти. Как потенциал государства сила включает в себя множество факторов: людские ресурсы, природные ресурсы, экономический потенциал, военную мощь, социально-политический потенциал, профессионализм дипломатии, умение страны отстаивать свои ценности и интересы в международных отношениях и др. В современной мировой политике наблюдается тенденция к отходу от связывания силы исключительно с военной мощью государства. На передний план выходят новые формы влияния, такие как, экономическая мощь и идеологическое влияние. Появляются новые виды войн, меняющие все представления о традиционном способе ведения войны. Сила имеет множество проявлений в мировой политике. Вооруженный конфликт, демонстрация военной мощи, угроза применения ядерного оружия, дипломатические и экономические санкции, цветные революции, навязывание и внедрение чужих ценностей в сознание людей являются примерами применения силы. США путем эффективного использования всей совокупности ресурсов силы, в особенности, экономических и информационных ресурсов, установила мировое господство и не собирается его уступать. Россия противостоит политическому и экономическому миропорядку, установленному США и странами Западной Европы после распада Советского Союза. Россия имеет огромный силовой потенциал, включающий в себя размер территории, протяжённость границ, вторую по мощности армию в мире, огромные залежи нефти, каменного угля, железных руд, водные и лесные ресурсы, высокую поддержку власти населением и др. Однако, для оказания мощного влияния на мировые процессы необходимо в полной мере задействовать эти ресурсы, что сейчас не совсем соответствует реальности. Чтобы полностью реализовать свой силовой потенциал, России необходимо решить некоторые проблемы, в частности, огромный пласт экономических проблем и неиспользуемый потенциал «мягкой силы». Несмотря на факт постоянной трансформации феномена силы и принятия им все новых форм, связанных с современными мировыми тенденциями, политика так или иначе всегда будет иметь прочную связь с силой как средством реализации национальных интересов государства. Студент Матвеева С.М. Согласовано: Руководитель заведующий кафедрой политологии доктор политических наук, доцент Белозеров В.К.

Аннотация Миллибаевой Альбины Радиковны факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология Группа 2-8-32 на тему: Феномен русофобии в политическом сознании западной цивилизации Ключевые слова: политическое сознание, феномен русофобии, феномен европоцентризма, национальные интересы, феномен политического неприятия, гибридная война, формирование негативного имиджа государства, санкции, антироссийские настроения. Структура бакалаврской работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Актуальность. Актуальность темы исследования обусловлена нынешней политической ситуацией, а также формированием отрицательного образа России и активной антироссийской пропагандой в современных западных странах. Стоит отметить, что мировые классики политической мысли были в той или иной степени настроены крайне скептически по отношению к российской политике, вне зависимости от исторических этапов развития, и пожалуй, в их политических работах есть определенные тенденции к проявлению русофобских настроений. Проблемой является наличие негативных установок по отношению к культуре, истории, традициям, ценностям российского населения. Объект исследования – политическое сознание современной западной цивилизации. Предмет исследования - русофобия как компонент политического сознания западной цивилизации и ее проявления. Цель данной работы - проанализировать феномен русофобии и предложить меры по формированию позитивного образа России. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучить особенности политического сознания западной цивилизации. 2. Проанализировать русофобию как элемент политического сознания западного общества. 3. Охарактеризовать феномен европоцентризма. 4. Выделить основные проявления русофобии в массовом сознании западной цивилизации. 5. Описать противодействие русофобии в современном политическом процессе и предложить методы по формированию позитивного образа России. Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. Русофобия – понятие, встречающееся в последнее время всё снова и снова. Собственно, есть причины полагать, что широкое использование данного термина состоит в актуальности сфер мировой политики и общественной жизни, которые затрагивают данный аспект. Русофобию можно рассматривать не просто как проявление негативных чувств в отношении России и русских, но как довольно цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю генезиса и развития в западной культуре, а также свои типичные проявления. Причинами русофобии ряд западных ученых называет и агрессивную внешнюю политику советской власти по отношению к другим государствам; и конкуренцию между современными государствами за возможность влиять на международные политические события; и зависть других государств к успехам России в решении социально-экономических задач; и ложные представления о своем культурном и экономическом «превосходстве». Современные западные политики выделяют особое место России, в частности, агрессивной внешней политики нашего государства, введением санкционных списков против деятелей российской политики и представителей средств массовой информации. В этой связи, исходя из этих условий неприятия Российской Федерации, внешней политики правительства России и граждан государства, стоит также отметить наиболее вероятные методы противодействия русофобии и внести предложения по тому, как представляется возможным сформировать положительный образ нашей страны: • заявления в СМИ и прочие возможности для информирования правительством Российской Федерации об акциях экономического, политического, военного и иного сопровождения внешней политики России; • применение различных политических технологий по смещению акцентов и генерированию новостных сообщений в зарубежных СМИ, в которых Россия выступает, как сильное независимое государство, которое готово к равноправному сотрудничеству, но не поддающееся силовому давлению извне, являющееся лидером на постсоветском пространстве и не уступающее западным странам по военному, политическому и экономическому потенциалу. Студент Миллибаева А.Р. Согласовано: Руководитель заведующий кафедрой политологии доктор политических наук, доцент Белозёров В.К.


Аннотация Петровой Алины Михайловны Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и США: сравнительный анализ. Ключевые слова: международная безопасность, национальная безопасность, Россия, США, угрозы, Стратегия национальной безопасности. Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком источников и литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 61 страницу. Стратегии национальной безопасности США и России являются документами, играющими ключевую роль в процессе анализа двусторонних отношений между этими двумя странами. Учитывая современную расстановку сил в мире и ситуацию на международной арене, США и Россия являются самыми активными и влиятельными акторами, и поэтому именно их взаимоотношения задают тон всей мировой политике. Их противостояние, проявляющееся подъемами и спадами, является фактором, оказывающим перманентное влияние на международные отношения по всей планете. Поэтому актуальность анализа взаимоотношений США и России, и в том числе их стратегий национальной безопасности представляется темой актуальной, причем не только сегодня, но и всегда. Объектом исследования является национальная безопасность как понятие и явление. Предметом исследования выступают особенности подходов России и США к обеспечению национальной безопасности. Цель работы – анализ стратегий национальной безопасности России и США и их сравнение в контексте современной мировой политики. Результатами работы являются анализ подходов России и США к обеспечению национальной безопасности и сравнение стратегий национальной безопасности данных стран по ряду критериев. На основе этого анализа сделан вывод, что данные документы имеют больше отличий, чем сходств. Соединенные Штаты Америки в данном документе в очередной раз открыто декларируют свое стремление к мировому господству, основанное на возведении своих ценностей в степень абсолютного идеала. Россия же, в свою очередь, декларирует свою возможность и желание решать внутренние проблемы без постороннего вмешательства, а также прибегнуть к помощи мировому сообществу в решении глобальных проблем в случае, если они напрямую касаются национальных интересов России. Студент Петрова А.М. Согласовано: Руководитель доктор политических наук, доцент Белозеров В.К.


Аннотация Радиш Марины Анатольевны Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-32 на тему: Международная информационная безопасность на современном этапе Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, международная информационная безопасность, кибербезопасность, безопасность информации, ООН, Россия, США, угроза международной информационной безопасности, система МИБ. Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком источников и литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 59 страниц. В настоящее время информация, информационная инфраструктура и среда стали влиять на все сферы жизнедеятельности общества. Следовательно, как национальная безопасность государств, так и международная безопасность зависят от того, насколько эффективно будет противодействие угрозам в этой сфере. Объектом исследования является международная информационная безопасность. Предметом исследования выступает система международной информационной безопасности на современном этапе. Цель работы – дать характеристику современного состояния системы международной информационной безопасности. Основными методами исследования является историческая ретроспектива, наблюдение, анализ и синтез. Результатами работы являются анализ подходов к изучению проблемы МИБ, определение основных понятий, обобщение и классификация угроз МИБ. На основе этого анализа сделан вывод о том, что система международной информационной безопасности на современном этапе характеризуется отсутствием универсального подхода к определению важнейших понятий, классификации угроз и методов противодействия им. Для создания более устойчивой и всеобъемлющей системы международной информационной безопасности необходима, прежде всего, выработка универсального подхода к определению понятий, входящих в предметную область МИБ, и классификации угроз и способов противодействия этим угрозам. Студент Радиш М. А. Согласовано: Руководитель доктор философских наук, профессор Харичкин И. К.
.

Аннотация Акрамовой Дарии Бахромовны Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Евроатлантическое сотрудничество ЕС и США в конце XX – начале XXI века Ключевые слова: НАТО, Европа, Евросоюз, США, НАТО-ЕС, TAFTA, TTIP, евроатлантическое сотрудничество, евроатлантическая безопасность, трансатлантические отношения, безопасность, геополитика, торгово-экономические отношения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы – 65 страниц. При написании работы использовалось 52 источника. Особую актуальность проблематика трансатлантических отношений приобретает в связи с нарастанием центробежных тенденций, связанных с различными оценками сторонами путей обеспечения своих интересов в международной системе и ответов на вызовы международной безопасности, проявлявшиеся в различное время. Причины и следствия этих расхождений во взглядах требуют отдельного исследования. Для Российской Федерации актуальность данной темы исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью в самоидентификации нашего государства в международной системе через анализ трансатлантических связей. С другой стороны, необходимо выстроить концепцию поиска своего места в мировом эволюционном процессе. Понимание характера и специфики трансатлантических отношений, общего и отличного в подходах США и ЕС к определению и оценке европейских и международных проблем, позволит государству адекватно сформулировать векторы внешней политики. Объектом исследования работы является евроатлантическое сотрудничество. Предметом исследования работы выступают перспективы развития отношений ЕС и США в политической, военно-технической и экономической сферах. Цель работы состоит в анализе и выявлениихарактера взаимоотношений ЕС и США в рамках трансатлантического сотрудничества, определении проблематики этих взаимоотношений и вариативности развития. Методологической основой работы был избран системный подход, позволяющий провести исследование трансатлантических отношений на общем и двустороннем государственном уровне. Методами, используемыми в работе в рамках системного подхода, является структурный анализ. С помощью структурного анализа проведено исследование структуры трансатлантических отношений и основных типов связей, которые в ней существуют, в том числе системообразующих, принципиально важных для развития отношений. Анализ уровня двусторонних отношений произведен с использованием исторического подхода, а также сравнительного анализа. Осуществлен анализ характера взаимоотношений ЕС и США, а также принципов, на которых они формировались. Рассмотрены условия формирования новой трансатлантической структуры на современном этапе. Выявлены особенности разногласий между ЕС и США в различных сферах. Исследованы варианты развития евроатлантического сотрудничества. Основным фактором перспектив евроатлантических взаимоотношений остается НАТО, при этом, влиятельным фактором, определяющим характер сотрудничества в ближайшие десятилетия, будет развитие военно-политической интеграции в самом ЕС. Последствия военно-политической интеграции ЕС для США двойные: с одной стороны, эффективная реализация европейской политики в области безопасности и обороны ЕС будет означать перераспределение бремени ответственности и увеличение взносов европейских партнеров в общую безопасность. С другой стороны, в перспективе может рассматриваться возможность появления в лице военной структуры ЕС противовеса НАТО как основы трансатлантических отношений и ослабление позиций США в Европе как в военно-политической, так и в экономической сфере. Кроме того, сложился ряд вызовов, которые будут определять в среднесрочной перспективе сотрудничество двух сторон как на двустороннем, так и многостороннем уровнях. Во-первых, очевидными становятся различия американской и европейской экономических и социальных моделей: неолиберальная экономика США и социально-рыночная – в ЕС, вызывает разную оценку последствий глобализации и путей преодоления проблем социального неравенства в международной системе. Вторым вызовом является активизация процессов регионализации в международных отношениях, так как сосредоточение на собственных интеграционных проектах США и ЕС на фоне несостоятельности договориться об углублении евроатлантического экономического партнерства потенциально может привести к потере заинтересованности в двусторонних экономических отношениях и усилению протекционистских мер. Студент Акрамова Д.Б. Согласовано: Руководитель кандидат философских наук, профессор Манешина Л.И.

Аннотация Алексеева Максима Сергеевича Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Крым в геополитическом пространстве России Ключевые слова: Крым, геополитика, интерес, Россия, Российская Федерация, Украина, США, Соединённые Штаты Америки, геополитическое пространство, территория, полуостров, интеграция, присоединение, референдум, политика, экономика, реформы. Объектом исследования является геополитическое пространство Российской Федерации. Предметом исследования являются экономические и политические преобразования в республике Крым и городе федерального значения Севастополе в процессе интеграции в геополитическое пространство Российской Федерации. Данное исследование ставит перед собой следующие задачи: выявить геополитические особенности Крымского полуострова, а также их влияние на геополитические процессы на полуострове в ретроспективе; рассмотреть особенности постсоветского развития Крыма и его стартовые условия для принятия в состав Российской Федерации; выявить причины необходимости референдума в Крыму и последующего его присоединения к Российской Федерации, провести анализ политической, экономической и социальной обстановки в республике Крым и в городе федерального значения Севастополе в составе Украины и в составе Российской Федерации; на базе изученного сделать вывод о необходимых преобразованиях и перспективах развития Республики Крым в составе Российской Федерации. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы. Основная часть состоит из двух глав, первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава также включает в себя два параграфа. В XXI веке однополярная модель мира подверглась преобразованию. На арену выходят новые политические игроки, вместе с чем происходит перераспределение политического влияния. Российская Федерация, как субъект мировой политики, также участвует в политических процессах. Особенностью политических отношений в XXI веке является интеграция в них практически всех крупных политических акторов, что является закономерным последствием глобализации. Таким образом, практически любой локальный конфликт является объектом интереса большинства крупных политических игроков на мировой арене. Вследствие этого локальные очаги напряженности преобразовываются в арены противоборства ведущих государств, если их интересы в данном регионе пересекаются. В этой связи государственный переворот на Украине в 2014 году следует рассматривать в мировом масштабе, так как данный конфликт представляет собой зону пересечения интересов нескольких государств. При таком рассмотрении данного вопроса присоединение Крыма к Российской Федерации предстает в новом свете. Это присоединение следует рассматривать не как региональный политический акт, а как событие, которое затронуло интересы государств в мире в целом. Это значит, что в настоящее время перед Россией стоит задача интеграции Крыма в свое политическое пространство. От успеха и быстротечности интеграции зависит и дальнейшая расстановка политических сил в Восточной Европе. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью провести анализ процесса присоединения Крыма к Российской Федерации, изучить интересы и цели всех участников политического противостояния в конфликте на Украине, а также провести анализ политического и экономического состояния Республики Крым и города федерального значения Севастополя, изложить планы и необходимые преобразования для интеграции данных субъектов в политическое пространство России. Данная тема проработана слабо в силу своей новизны, а изучаемые события произошли недавно, что делает тему актуальной на сегодняшний день. В ходе исследования были достигнуты поставленные задачи, а именно: были рассмотрены политические процессы в Крыму в ретроспективе; были изучены особенности развития Крыма в советский и постсоветский период; были выявлены причины и условия референдума в Крыму; на основе изученной информации был сделан вывод о перспективах развития Республики Крым в составе Российской Федерации. Студент Алексеев МС. Согласовано: Руководитель кандидат философских наук, профессор кафедры политологии Манешина Л.И.

Аннотация Афанасьевой Анастасии Михайловны Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Политический конфликт идентичностей в современной Украине Ключевые слова: идентичность, идентификация, политический конфликт, конфликт ценностей, кризис идентичности, многовекторность, национальная идентичность, политическая идентичность, процесс самоидентификации, Украина. Объект исследования – идентичность как политический феномен. Предмет исследования – формирование и развитие кризиса идентичности на Украине. Цель – исследование формирования и развития кризиса идентичности как одной из предпосылок политического конфликта на современной Украине. На достижение данной цели направлено решение следующих исследовательских задач: • Рассмотрение понятия и сущности феномена идентичности; • Анализ классификаций политических конфликтов; • Выявление специфики формирования идентичности на Украине после распада СССР; • Анализ векторного развития современной украинской идентичности. Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (первая из 2-х параграфов, вторая из 2-х параграфов, заключения и списка литературы). Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. После распада СССР все бывшие советские республики лицом к лицу столкнулись с кризисом идентификации. Наряду с восстановлением экономического сектора и строительством политических институтов перед руководством новоиспеченных самостоятельных независимых государств встала задача культурного и духовного характера – построить новую модель национальной идентичности. Сегодня, спустя практически четверть века можно сказать, что в начале своего пути этим государствам достаточно быстро удалось отойти от советской модели путём отрицания прежней символики, запрета деятельности коммунистической партии и т.д. Это оказалось достаточно легко также благодаря тому, что население всё ещё продолжало во всём винить партию, хотя, по сути, к тому моменту она уже утратила свой авторитет и не являлась партией власти. Политический кризис на Украине 2013–2014 гг. стал апогеем конфликта идентичностей на Украине. В этом государстве не только не удалось сформировать новую украинскую идентичность, но и даже обеспечить мирное сосуществование «русскоязычных украинцев» с «украиноязычными». Более того, в течение всего времени существования независимой Украины государством управляли элиты с абсолютно оппозиционными взглядами на будущее страны, что опять-таки не могло не сказаться на ещё большем расслоении общества. В итоге бомба замедленного действия разорвалась в самом сердце государства и, словно инфекция, распространилась по территории всей страны. Категория «идентичность» представляет собой неустойчивую, постоянно меняющуюся величину. Именно многомерность этого явления даёт ученым возможность изучать эту проблему с разных сторон. Следует отметить, что, как показывает политическая практика, отстаивание своей политической идентичности некоторыми группами может послужить прецедентом для внесения изменений в систему права и социальную политику государства. Категория «идентичность» является феноменом, пересекающим границы наук. Можно говорить об идентичности в рамках таких наук, как политология, социология, психология, культурология, философия и др. Однако стоит отметить, что междисциплинарный подход к изучению данного вопроса позволяет научному сообществу рассматривать его с разных сторон, тем самым расширяя границы его исследования и дополняя друг друга. На Украине новая модель идентичности оказалась не только не сформирована, но и не сформулирована. На протяжении всей истории независимой Украины политики «игрались» с идентичностью, используя этот ресурс в качестве мобилизационного. В результате этой непродуманной политики сегодня сформировалось уже не одно поколение украинцев с логически необоснованной неприязнью по отношению к России. Сегодня политическое руководство страны намеренно проводит линию отказа от любого рода взаимодействия с РФ, даже в ущерб себе и своим гражданам. Студент Афанасьева А.М. Согласовано: Руководитель кандидат философских наук, профессор кафедры политологии Манешина Л.И.

Аннотация Галбай Алисы Айдеровны Ф.И.О. студента факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Политическая коммуникация между Россией и Западом в урегулировании конфликта на Украине Ключевые слова: политическая коммуникация, информационно-коммуникационные технологии, информационная война, политическая борьба, интернет, СМИ, манипуляция, международные отношения, мягкая сила. Структура работы представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком источников и литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 60 страниц. Актуальность темы исследования. Политическая коммуникация, интернет мобилизация и медийные технологии уже на протяжении двух десятилетий оказывают значительное влияние на мировые политические процессы; масса примеров являются подтверждением того, что интернет и социальные сети являются полноправным участником глобальных политических процессов. Более того, ее носители формируют структуры, которые придают ей новые, несвойственные до этого функции активного участника международных отношений. Объект бакалаврской работы – политическая коммуникация между Россией и Западом. Предмет бакалаврской работы – специфика политической коммуникации между Западом и Россией в конфликте на Украине. Цель работы –исследование феномена политической коммуникации как инструмента политической борьбы в конфликте на Украине. На достижение данной цели направлено решение следующих задач: 1) проанализировать содержание и охарактеризовать методологические подходы к пониманию политической коммуникации; 2) изучить причины возникновения политических конфликтов современности и пути их разрешения; 3) определить используемые СМК современные манипулятивные технологии и техники; 4) проанализировать специфику функционирования политической коммуникации в современной России; 5) изучить особенности функционирования политической коммуникации на Западе; 6) проанализировать действия России и Запада в ходе информационной борьбы за политическое пространство Украины; 7) провести опрос на сайте www.surveymonkey.ru для выявления степени подверженности людей влиянию СМИ. Основными методами исследования являются историческая ретроспектива, наблюдение, анализ и синтез. Информационная революция привела к появлению новых субъектов на современной политической сцене. Сегодня средства массовой коммуникации играют огромную роль в формировании общественного мнения и хода политического процесса. Политическая коммуникация является важной частью взаимодействия государства с обществом и иностранными государствами. Каждая сторона политической борьбы имеет свои особенности политической коммуникации. В случае с Россией, это практически полное отсутствие свободных СМИ и ещё не столь широкое использование интернета. В странах Запада же, напротив, многие политики предпочитают использовать медиа-пространство для приобретения популярности или же привлечения внимания к той или иной проблеме. Коммуникативные возможности, предоставляемые новыми медиа, обеспечивают тиражирование политической информации и доставку ее до аудитории в режиме реального времени. Доступность политической информации возрастает, ее объемы увеличиваются. Политические деятели и структуры России и Запада пользуются новыми медиа. В борьбе за политическое пространство Украины, Россия действует в разных направлениях - это и использование международных отделений телекомпаний, и использование всех возможностей, предоставленных интернетом. Запад более ограничен в своих действиях, так как ему сложнее достичь аудиторию России и бывших стран СССР, поэтому он может распространять информационные сообщения преимущественно на просторах интернета, а также спонсировать оппозиционные каналы для передачи выгодной ему информации. Проанализировав события последних лет, можно сделать вывод, что во многих проявлениях политической коммуникации помимо внутренних причин присутствует еще и внешнее воздействие. Во-первых, политическая коммуникация используется как инструмент внешнеполитического влияния теми государствами, где культура интернет-коммуникации очень сильно распространена, в борьбе друг против друга. Во-вторых, определенные факты свидетельствуют о том, что многие западные государства используют Интернет-платформу для распространения угодной им информации для достижения геополитических целей. Обычная публика так же пользуется преимуществами Интернет-коммуникаций для размещения и публикации собственных мнений. В-третьих, политическая коммуникация призвана помочь России в борьбе на геополитическом пространстве, выставить четкие ориентиры во внутренней и внешней политике. Студент Галбай А. А. Согласовано: Руководитель доцент кафедры политологии, кандидат политических наук Михалёв Ю. А.

Аннотация Готка Татьяны Вячеславовны факультет/институт ИМО и СПН Направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Черноморский регион в современной геополитике Ключевые слова: геополитические процессы, Россия, Турция, Украина, Черноморский регион. Структура работы представлена введением, двумя главами по три параграфа, заключением и списком литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 64 страницы. Актуальность темы исследования обусловлена происходящими геополитическими трансформациями в Черноморском регионе, которые являются не просто вызовом для Российской Федерации, а прямой угрозой национальным интересам и безопасности государства. Среди политических исследователей существует недооценка стратегической важности Черноморского региона для России, его повышенной конфликтогенности и возможного отражения геополитической ситуации на таких двух сферах, как экономика и энергетика. Объект исследования - геополитические процессы в Черноморском регионе. Предмет исследования - отношения в геополитическом «треугольнике» Россия-Турция-Украина. Цель исследования - проанализировать изменения геополитической ситуации в Черноморском регионе. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: - рассмотреть современные глобальные геополитические процессы; - определить главные геополитические вызовы для Российской Федерации; - показать важность процессов трансформации отношений в Черноморском регионе; - проследить изменения в геополитическом положении Российской Федерации; - проанализировать главные геополитические интересы России, Турции и Украины в регионе. Исследование основывается на общенаучных принципах познания политической жизни общества, положениях и принципах сравнительного метода, сочетании исторического и политико-экономического подходов, результатах исследований отечественных и зарубежных ученых в сфере объекта и предмета исследования, выводах этих авторов. Постепенный пересмотр стратегической важности Черноморского региона говорит о новых международно-политических проблемах между государствами Причерноморья, существующих конфликтах и разнонаправленности интересов стран Черноморского бассейна. Следствием из выполненного исследования является вывод о влиянии наблюдаемой геополитической трансформации Черноморского региона на поведение различных политических акторов, взаимозависимости политического курса и состояния национальной безопасности, тесном переплетении экономических и политических интересов, стратегическом значении Черноморского региона для Российской Федерации. Студент Готка Т.В. Согласовано: Руководитель доцент кафедры политологии, кандидат политических наук, доцент Михалёв Ю.А.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Звощик Евгении Васильевны Институт международных отношений и социально-политических наук Мировая политика, сравнительная политология 2-8-31, англ/укр Политическая культура Украины в современном европейском политическом пространстве В нынешней политической ситуации в международном сообществе необходимо изучать политическую культуру современной Украины в рамках современного европейского политического пространства, так как она на данный момент недостаточно исследована из-за событий, которые начались пару лет назад, хоть и имеющие давние предпосылки. Кроме того, Украина стремится стать полноправным членом этого европейского политического пространства или же другими словами – Европейского Союза. Объектом исследования является политическая культура Украины. Предмет исследования – роль политической культуры Украины в европейском политическом пространстве. Цель исследования - выяснение уровня политической культуры в Украине и ее значение в европейском политическом пространстве. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить имеющиеся классификации и факторы формирования политических культур и дать авторское определение политической культуре. 2. Рассмотреть предпосылки формирования и агентов политической культуры Украины. 3. Провести сравнительный анализ политической культуры Украины и Польши. 4. Провести опрос для посетителей сайта SurveyMonkey на тему политической культуры Украины. 5. Выявить роль политической культуры в Украине. Для решения поставленных задач в дипломной работе использовались следующие методы: 1. Исторический метод. 2. Сравнительный метод. 3. Аналитический метод. Структура выпускной квалификационной работы. Представленная работа выполнена на семидесяти трех страницах, состоит из введения, двух глав (первая из 3-х параграфов и вторая из 3-х параграфов), заключения, списка литературы и приложения. Первая глава «Концептуальные основания исследования феномена политической культуры» раскрывает различные варианты определения «политическая культура», ее структуру, типы, функции, а также факторы ее формирования. Кроме того, были рассмотрены предпосылки формирования политической культуры в Украине. Вторая глава «Современное состояние политической культуры в Украине» посвящена развитию украинской политической культуры, ее агентам. Была выявлена роль политической культуры, как в самом государстве, так и в рамках европейского политического пространства. Также был проведен сравнительный анализ развития и нынешнего состояния политической культуры в Польше и Украине для того, чтобы лучше оценить украинский уровень политической культуры. Актуальность данной работы заключается в том, что если теме политической культуры в целом ученые посвящали время, то вопросом украинской политической культуры занимались недостаточно. Политическую культуры Украины можно отнести к подданическо-участническому типу, однако на сегодняшний день она находится в зоне «сейсмической опасности». В высших эшелонах власти и в обществе нет сплоченности. Поэтому необходимо: 1. попытаться сделать политические институты демократическими; 2. поддерживать политическую активность на достаточно высоком уровне; 3. развивать политическую культуру граждан, в рамках политического образования. Наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития политической культуры Украины является собственный, но сам по себе он, скорее всего, будет строиться на прозападном. Студент Звощик Е.В. Согласовано: Руководитель Доцент кафедры политологии кандидат политических наук, доцент Михалев Ю.А.

 Аннотация Кузнецовой Ксении Андреевны факультет/институт ИМО и СПН направление подготовки/специальность 41.03.04 Политология группа 2-8-31 на тему: Украина как объект геополитического противоборства России и США Ключевые слова: атлантизм, влияние, внешняя политика, геополитические интересы, геополитический потенциал, континентализм, международные отношения, НАТО, национальная безопасность, постсоветское пространство, противоборство, Россия, США, Украина. Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы. Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза мир столкнулся с новой геополитической реальностью. С одной стороны имело место ослабление российских позиций на постсоветском пространстве, с другой - усиление активности США в этом регионе, ставшим зоной интересов Вашингтона. Сегодня одно из государств постсоветского пространства притягивает к себе особое внимание, как со стороны России, так и со стороны США. Это государство - Украина, активно проводящая в последнее время антироссийскую политику и развернувшая свой политический курс на Запад. Подобные изменения во внешней политике способствуют реализации геополитических интересов США, использующих ситуацию на Украине для ослабления своего давнего геополитического противника - России. Объектом исследования является глобальное противоборство России и США. Предметом исследования выступают геополитические интересы России и США на Украине. Целью исследования является характеристика геополитических интересов России и США на Украине. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: - раскрыть содержание и сущность геополитических интересов; - охарактеризовать геополитические интересы как системообразующий фактор международных отношений; - провести сравнительный анализ геополитических интересов России и США на Украине; - выявить основные подходы России в отстаивании собственных геополитических интересов. Исследование основывается на общенаучных принципах познания, принципах и положениях политической науки, современных концепциях генезиса политических процессов, а также результатах исследований отечественных и зарубежных специалистов. Столкновение геополитических интересов в межгосударственных отношениях – явление неизбежное. Одним из главных факторов, обеспечивающих интерес крупных государств к Украине – её коммуникационные возможности, в частности, выгодное географическое положение. Цель геополитических интересов США применительно к современным международным отношениям в целом и Украине в частности – не допустить объединение государств вокруг центральной евразийской державы - России, не допустить распространения её влияния на приграничные государства, а также помешать созданию Евразийского Союза, который мог бы оспорить заявку США на мировую гегемонию и изменить сложившийся баланс сил. Одним из исторических результатов геополитического противоборства Москвы и Белого дома следует считать приобретение Россией Крыма, Однако, при этом США не остались без бонуса в виде серьезного позиционного перевеса. Благодаря этому перевесу Соединенные Штаты вовлекли в орбиту своего влияния Украину и способствовали обострению взаимоотношений России с другими государствами. Поэтому представляется чрезвычайно важным выработать хорошо продуманную стратегию по отношению к новой Украине и четко очертить сферу своих интересов по отношению к данному государству. Студент Кузнецова К.А. Согласовано: Руководитель профессор кафедры политологии доктор философских наук, профессор Харичкин И. К.
Система Orphus