Top.Mail.Ru

Кафедра мировой культуры

Аннотация к выпускной квалификационной работе Акказииева Бурлият Муратовна ИМО и СПН направление подготовки/специальность культурология группа 6-8-31 на тему: «Трансформация бытовой культуры ногайцев после принятия ислама» Структура. Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Актуальность. Изучение культуры повседневности и быта в последние годы стало актуальной научной проблемой. Элементы повседневной жизни (предметы быта, мода, еда, напитки, запахи, ритуалы досуга и развлечений) закладывают основу глубоких цивилизационных процессов и определяют траекторию развития общества в исторической перспективе. Возникает потребность в осмыслении и утверждении повседневной жизни как ценности современной культуры. Проблематика изучения культуры повседневности и быта очень высока, доказательством этому могут служить многочисленные работы и научные публикации, которые за последние 30 лет насчитывают несколько сотен наименований. Повседневность все чаще становится главной темой обсуждения на многих научных конференциях, форумах и симпозиумах. Проблемы повседневности стали ведущими в западноевропейской общественной и политической мысли с рубежа XIX – начала XX века и сохраняют свое лидирующее положение и в современном мире. Россия является многонациональной страной, и поэтому изучение культур и традиций соседствующих этносов и народов крайне актуально, так как способствует межкультурной коммуникации. Люди с давних пор проявляли интерес к другим культурам. Изучение малочисленных народов становится актуальным также в свете растущего интереса к своей истории и культуре представителей этих этносов и может способствовать лучшему пониманию проблем, возникших в межнациональных отношениях. В последнее время возрос интерес к истории народов, населяющих Российскую Федерацию. Северо-Кавказский регион отличается большим разнообразием этнических групп. Исследователи заинтересованы и периодом их былой независимости, особенностями самостоятельного политического, социального и культурного развития. Одной из интересных этнических групп на Северном Кавказе являются ногайцы. Согласно статистике ногайская диаспора на Северном Кавказе по численности занимает 4 место, а следовательно, как этнос вполне способен влиять на общественное, политическое, культурное развитие этого региона. Ногайцы являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей. Объектом исследования является бытовая культура ногайцев в ХVII – начале ХХ вв. Предмет исследования – трансформация бытовой культуры ногайцев после принятия ислама. Цель исследования состоит в том, чтобы изучить преобразования бытовой культуры ногайцев с принятием ислама. Методы: • Анализ научной литературы. • Глубинное интервью. • Структурный анализ. • Функциональный анализ. • Компаративный анализ. Заключение. В ходе исследования были разобраны теоретические основания понятия бытовой культуры, выявлены особенности бытовой культуры мусульман, изучен быт ногайцев доисламского периода и исследованы изменения в быту ногайцев под влиянием ислама. Итак, ислам оказал огромное влияние на духовную культуру ногайцев, став частью их этнического облика, неотъемлемым компонентом этнического сознания, органическим вплетением доисламского пласта духовной культуры ногайцев в систему исламских воззрений. Древние ногайские представления об окружающем мире подверглись сильному влиянию со стороны исламских воззрений, сохранив при этом многие архаические черты, переосмысленные в соответствии с новой религией. Таким образом, любые изменения социально-экономического, политического и религиозного характера, индустриальный и научный прогресс оказывают серьёзное влияние на развитие общества, этноса и даже государства. Ислам оказывал и продолжает оказывать воздействие на быт и повседневную жизнь, традиции ногайцев, влияет на их мировоззрение и отношение к окружающему миру. Студент: Акказиева Бурлият Муратовна   Согласовано: Руководитель профессор кафедры мировой культуры ИМО и СПН МГЛУ Силантьев Роман Анатольевич

Аннотация к выпускной квалификационной работе Аксяновой Альфии Вафовны  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-31 на тему: «Культурные причины перемещения столиц арабского Халифата в VII - XIII веках» Ключевые слова: диалог культур, межкультурная коммуникация, столицы Халифата, династии Халифата, построение идентичности Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена рассмотрению концепции межкультурной коммуникации Вторая глава освещает взаимосвязь выбора новой столицы с самоидентичностью династии Актуальность. Столица занимает важное место в политической системе любой страны. Практические вопросы эффективного управления, а также проблема ментального освоения новых пространств; активизация внутренних модернизационных процессов побуждала политическую элиту страны время от времени менять место расположения. Объектом исследования являются столицы арабского Халифата в VII - XIII веках Предметом исследования является диалог культур как причина перемещения столиц в Халифате VII - XIII веков Цель исследования данной работы заключается в выявлении причин географического изменения столиц в Халифате с точки зрения культурологии в период с VII по XIII века Методология: • Структурный функционализм Методы исследования: • анализ научной литературы • метод компаративного анализа • функциональный анализ • структурный анализ Основные результаты исследования: Культурное взаимодействие происходило стремительно, так как местная культура не навязывалась, а принималась гармонично из-за большого количества аборигенов, принявших религию, и правителей стремящихся сформировать собственную индивидуальность. Развитие цивилизации Халифата протекало по принципу конвергенции: Ислам отвергал в культуре только то, что запрещено догматами, а это не мешало синтезу. Халифат имел дело с цивилизационным уровнем развития межэтнического взаимодействия, который считается наиболее продуктивным. Причины перемещения столиц арабского Халифата выступают: • Демонстрация превосходства новой династии • Удобное местоположение в связи с расширением территории • Расширение территорий как фактор построения государственной идентичности. Заключение: династии мусульманского государства понимали необходимость интеграции религии в культурную канву завоеванных территорий, поэтому смело использовали архитектурные традиции как инструмент устранения непонимания внутри общества. Подобное отношение к специфическим чертам того или иного народа помогло сформировать устойчивое государство. Студентка: Аксянова Альфия Вафовна    Согласовано: Руководитель Кандидат культурологии Родионова О. В.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Андержановой Ляйли Рушановны  Институт международных отношений и социально-политических наук направление подготовки/специальность Культурология группа 6-8-31 на тему: «Образ мусульманской девушки в современной культуре России (на примере татарской невесты) » Ключевые слова: модернизация, традиция, динамика культуры, свадебная обрядность, традиционная культура, образ татарской невесты, никах, традиционные обряды, традиционный костюм татарской невесты, современные тенденции. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Актуальность темы выпускной работы: Тема взаимодействия мусульманской культуры с другими культурами, т.е. диалог культур несомненно актуален. Также актуальность обосновывается тем, что татарская культура наряду с другими народами содействовала образованию единого пласта культуры различных народов, сохраняя при этом свою этническую специфику. Объект исследования – образ мусульманки в свадебных обрядах татар. Предмет исследования – изменение традиционных свадебных обрядов татар (на примере образа мусульманской невесты). Цель данной работы – представить характерные черты образа мусульманской девушки (невесты) в контексте культурной модернизации (на примере свадебных обычаев). Методы: исследование проводилось методами функционального анализа, генетическим, компаративного анализа, структурного анализа, анализа научной литературы. Основные результаты работы: Выявлены традиционные и новые татарские свадебные обряды, с рассмотрением их функций; изучены традиционные обряды татарской свадьбы; установлены особенности проведения современной татарской свадьбы; рассмотрены и установлены особенности в образе современной татарской невесты. Модернизация связана с определенными изменениями привычных форм культуры, идеологии и других форм, которые символически значимы с внесением в сознание народа нового принятия именно этих формирований и другого отношения к ним, или замены старой системы символизма новой системой. В целом повсеместно продолжается процесс унификации, сокращаются свадебные обряды. В свадьбах появилось много единых, интернациональных черт. И можно сказать, что этот процесс не имеет обратного хода, однако сбережение национальных традиций и ритуалов татарского народа заслуживает похвалы. Заключение: Модернизацию в самом обширном виде следует рассматривать как противоречивый и сложный культурный и социальный процесс, в момент которого создаются институты, структуры современного мира или сохраняются прежние, но в измененном виде, могут исчезнуть навсегда или происходит возникновение совершенно новых обычаев и обрядов. При этом современное общество может быть определено либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все ее черты. Татарское население, живущее на обширных территориях, имеют конкретные отличия в языке и своих обычаях. Однако это все равно одна единая, сплоченная и древняя нация, имеющая культурное наследие и традиции, которые соблюдались веками. В период нового времени возрождаются забытые свадебные обряды, ритуалы, что не обошло стороной и татарский народ. Несмотря на то, что в последнее время происходит унификация свадеб различных наций, устанавливаются похожие черты, все же татарская свадьба сохраняет свою самобытность и делает ее оригинальной. Татары стремятся сохранять и поддерживать свою культуру, что подчеркивает их уважительное и трепетное отношение к истории своего народа Не малым доказательством этому служит сам образ мусульманской женщины, ее позиция, стремление получить знания, трудолюбие в сфере нравственности и духовных ценностей, традиций и обычаев именно своего народа – все это, вызывает только уважение, принятие и понимание современного общества. Студент Андержанова Ляйля Рушановна Согласовано: Руководитель кандидат культурологии Перова Екатерина Юрьевна

Аннотация к выпускной квалификационной работе Анкалевой Кристины Александровны  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-31 на тему: «Современная урбанистическая культура арабских стран Ближнего Востока» Ключевые слова: урбанистика, модернизация, город, градостроительство, архитектура, символика мечетей. Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена рассмотрению урбанистической культуры как в теории, так и на практике. Вторая глава демонстрирует изменения архитектуры мечетей и их символику. Актуальность. Город - место концентрации культуры и истории, требующее постоянного изучения. Урбанистика помогает взглянуть на город, его устройство и происходящие в нем процессы через призму географии, экологии, культурологии, архитектуры, искусствознания, экономики и социологии. Урбанистика направлена на поиск конкретных ответов на вопрос, как сделать город удобным для жизни всех его жителей. Объектом исследования представлен феномен города. Предметом исследования выступают культурные особенности развития городов на Ближнем Востоке. Цель исследования заключается в выявлении причин развития современной урбанистический культуры арабских стран Ближнего Востока. Задачи: 1. изучение теории и практики урбанистики; 2. рассмотрение влияния заказчиков на архитектуру мечетей; 3. изучение символики современных мечетей. Методология: структурный функционализм Методы: 1. анализ научной литературы; 2. компаративный анализ; 3. функциональный анализ; 4. семиотический анализ. Основные результаты исследования: У урбанистической культуры есть две главных взаимосвязанных функции: антропологическая и социологическая. Городская культура является одним из важнейших медиаторов, опосредующим влияние города на личность. Выполняя свои функции: она оказывает разнообразное воздействие на человека, изменяя культурные контексты его жизнедеятельности. Урбанистическая культура, обеспечивая существование человека городского, оказывает колоссальное влияние не только на стандартное поведение людей, но и на их образ мышления и мироощущения. Заключение: Урбанистика – это комплексная сфера проектирования, управления, исследования и разработок, объединенных одной темой – город. Сегодня данная сфера создает новые площадки как в рамках привычных правил построения городов, так и выходя за них: создаются новые города, районы в таких местах, где это, казалось бы, абсолютно невозможно. Не смотря на возможности современной урбанистики, любое исследование современной архитектуры в разных регионах должно учитывать физическое и визуальное окружение здания и формы, выбранной для него. Студентка: Анкалева Кристина Александровна Согласовано: Руководитель Кандидат культурологии Родионова О. В.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Батовой Ксении Геннадьевны  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-32 на тему: «Трансформация образа женщины в рекламе Британии XX-XXI вв.» Ключевые слова: реклама, культура, социальный заказ, социальный конструкт, трансформация образа женщины, реклама Британии Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых два параграфа; заключения, списка используемой литературы и приложений. Актуальность данного исследования заключается в повышении значимости рекламы как неотъемлемой составляющей общего информационного фона современного социума, играющего в наступившем столетии важную роль, постоянно наращивающей свои сферы влияния. Также актуальность данной темы диктуется большой ролью женщины в современном мире: важно проследить, какой образ создается и создавался рекламой. В работах многих авторов рассмотрены проблемы культурной направленности рекламных воздействий в современных условиях, но, тем не менее, необходимо провести более подробное исследование, так как именно сегодня происходит массовое манипулирование общественным сознанием, негативное воздействие на формирование личности. В данной работе исследование проводилось на основе парфюмерной рекламы в Великобритании, так как она наиболее полно и четко отражает образ женщины в определенный период и позволяет проследить трансформацию женского образа в Британии в XX и XXI веках. Для анализа была взята реклама таких домов парфюмерии как Jo Malone London, Creed, Burberry, Atkinsons. Объект исследования – парфюмерная реклама Британии XX-XXI вв. Предмет исследования – образ женщины в британской парфюмерной рекламе XX-ХXI вв. Цель работы - на основе исследования выявить социо-культурное влияние на формирование и трансформацию женского образа в рекламе, а также проследить его трансформацию в период с 1906 по 2016гг. Для проведения исследования применен структурно-функциональный подход, позволяющий рассматривать воздействие рекламы на формирование культуры личности как комплекс взаимосвязанных элементов, функциональные отношения между которыми помогает выявить метод структурного анализа. Аксиологический метод позволяет изучить объект исследования с точки зрения соотношения культурных феноменов непосредственно с человеком, его потребностями и интересами. Используется метод исторической реконструкции (для выявления характера изменений образа женщины в рекламе). Методология – структурный функционализм. Результатами работы стали следующие положения: реклама носит двойственный характер: она формируется культурой и формирует ее. Речь шла о формировании больше культуры массовой, о социальном конструкте посредством рекламы. В этом контексте рассматривалось понятие «гендер». Анализируя использование гендера как инструмента социального воздействия, выделено два его наполнения: гендер как социальные отношения и гендер как социальный конструкт. Результатом описания изменений характера труда в информационном обществе стало заключение о том, что нынешняя самостоятельность и независимость женщины как результат ряда изменений в характере труда и устройстве семьи находит свое отражение в культурной жизни общества: становятся популярным образ независимой, самостоятельной женщины, для которой на первом месте личностный рост и карьера. Так же проведен анализ рекламы (по алгоритму У. Эко - иконический и иконографический уровни, топосы, тропы, энтимемы) наикрупнейших и наиболее известных английских домов парфюмерии, несущих в себе традиционный стиль Британии и основанных в разное время. В заключение можно сказать, что женская реклама как современный мифологический текст соединяет современные стереотипные образы с образами традиционной культуры. Привлекательность рекламы зависит от отражения в ней системы ценностей потребителя. Очевидно влияние описанных предпосылок к формированию того или иного женского образа в разные периоды времени: образ менялся вместе с изменением характера труда, когда женщина все больше становилась равной мужчине в контексте возможности построения своей карьеры и продвижения вверх по карьерной лестнице; образ менялся и с изменениями в британской семье, которые также неразрывно связаны с трансформацией социальной жизни британцев в XX веке: переход к информационному обществу полностью меняет социальную, экономическую и культурную жизнь британцев. Студент: Батова Ксения Геннадьевна Согласовано: Руководитель Доктор филологических наук Осьминина Елена Анальевна

Аннотация к выпускной квалификационной работе Бутахиной Анастасии Михайловны Институт международных отношений и социально-политических наук Культурология Группа 6-8-32 на тему: «Аксиологические аспекты массовой культуры на примере работ Мартина Скорсезе» Ключевые слова: массовая культура, культурная индустрия, ценность, консьюмеризм, индивидуальность, «Американская мечта». Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, выводов в конце каждой главы, заключения, списка литературы и приложений. Актуальность настоящей работы состоит в том, что кинематограф является одним из наиболее популярных феноменов современной культуры. Кино транслирует образы, ценностные ориентиры и общественные стереотипы, которые приживаются в обществе. Современный кинематограф имеет огромную аудиторию всех возрастов, что особенно ценно в условиях масскульта, поскольку его продукты служат агентами социализации. Они влияют на процесс восприятия индивидуумом окружающего, его социальную адаптацию, мироощущение и ценностные ориентиры. Объектом работы являются фильмы режиссера Мартина Скорсезе: «Славные парни», «Казино», «Банды Нью-Йорка», «Отступники», «Волк с Уолл-стрит». Предметом работы являются системы ценностей, представленные в перечисленных фильмах режиссера М. Скорсезе. Перечисление методов исследования: 1) анализ научной литературы по теме исследования; 2) структурный анализ фильмов; 3) компаративный анализ образов человека в фильмах М. Скорсезе; 4) семиотический анализ образов и ценностей. Основные результаты работы: в ходе написания работы был изучен феномен массовой культуры, различные подходы к ее изучению, а также выделены этапы развития. Было установлено, что именно масскульт повлиял на превращение культуры в часть экономического процесса. При дальнейшем изучении было установлено, что основными ценностями массовой культуры являются: человек как индивидуальность и консьюмеризм. Проанализировав американскую систему ценностей и рассмотрев в качестве примеров картины режиссера Мартина Скорсезе, стало возможным сделать вывод, что она во многом близка с аксиологией масскульта, и в работах режиссера нашли отражение основные ценности масскульта, которые были приведены выше. Заключение: У современного общества превалирующей формой культуры является массовая культура, которая возникла как отдельный феномен в 40-е годы ХХ века. Этому послужил переход общества на постиндустриальную ступень развития. В ходе анализа было выявлено, что этот переход повлек за собой изменения и в духовной среде, что стало толчком глобальной «переоценке ценностей». На первый план выдвинулась ценность человека как индивидуальности. Но поскольку научный прогресс повлиял и на экономику, и на культуру, то ценностным ориентиром масскульта становится безграничное потребление продуктов и услуг, которыми человека стало обеспечивать общество. Американская система ценностей близка с аксиологией масскульта. Прижившийся во всем мире термин «американская мечта» олицетворяет общее тяготение американцев к успеху и систему национальных американских ценностей: свобода, демократия и самореализация. Но помимо этих ценностей, в ходе изучения были выявлены и другие, необходимые для достижения «американской мечты»: самораскрытие личности и потребление. Проведя анализ образов главных героев выбранных картин режиссера Скорсезе, удалось выявить их общие характеристики. И именно через них Скорсезе доносит до нас, какие ценности превалируют в обществе. А поскольку сейчас американские ценности стали предметом экспорта, то из этого следует, что характеристики героев отвечают всем канонам «американской мечты» и выражают американские национальные ценности. Исходя из этого, мы можем говорить о присутствии в рассматриваемых работах режиссера М. Скорсезе основных ценностей массовой культуры. Студент Бутахина А. М. Согласовано: Руководитель Кандидат культурологии, доцент Родионова О. В. 

Аннотация к выпускной квалификационной работе Вершининой Ольги Евгеньевны Институт международных отношений и социально-политических наук Культурология Группа 6-8-32 на тему: «Гендерные образы в советской культуре 1947-1991 гг.» Ключевые слова: символ, знаковые системы, код, гендер, женские гендерные образы, культурная политика, почтовые марки. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Актуальность данной темы заключается в том, что гендерные проблемы являются новой и важной областью научных исследований. Понимание проблемы полов и социокультурной сущности их различий увеличивает возможности преодоления дискриминационных и других негативных общественных проблем. Сегодня общее культурное развитие человека и его осознание цивилизационного мира во много оценивается его отношением к проблемам пола. В современном мире, где проблемы межкультурной коммуникации выходят на первый план, исследования, основанные на государственных почтовых выпусках, которые представляют собой один из способов осуществления культурной политики, являются актуальными. Посредством почтовых марок осуществляется международная коммуникация, поскольку обмен почтовыми марками между филателистами разных стран сегодня очень популярен. Процесс коллекционирования марок и их обмен выступают не только средством социализации человека, но и методом популяризации русской культуры среди других культур и представителей собственно русской культуры. Более того, марка выступает одним из видов пропаганды и массовой агитации, поэтому через марки осуществляется трансляция определенных ценностей, которая, в свою очередь, формирует общественное сознание. Объектом работы выступают коммеморативные серии марок СССР с изображением женщин в период с 1947 по 1991 г. Предметом являются женские образы советской культуры на материалах филателии. Целью данной работы является изучение проблемы гендерных образов в советской культуре на примере почтовых марок СССР в контексте массовой культуры с последующим рассмотрением почтовых марок как примера осуществления культурной политики страны. Перечисление методов исследования: - Герменевтический (для толкования всех текстов, символов и знаков) -Функциональный анализ (для выделения основных функций почтовых марок) -Метод компаративного анализа (для анализа марок разного временного периода) Основные результаты работы: в ходе написания работы почтовые марки были рассмотрены в качестве знаков-символов. Помимо этого, в работе предпринята попытка их типологизации с выявлением основных выполняемых функций и механизмов осуществления культурной политики через государственные почтовые выпуски. Поскольку работа связана с гендерными образами в ней предлагается определение гендера и его интерпретация в массовой культуре. Завершающим этапом работы является анализ визуальных и текстовых образов почтовых выпусков, посвященных Международному женскому дню. Заключение: в своей выпускной работе я попыталась рассмотреть женские гендерные образы в советской культуре на материале филателии. Советское общество активно пыталось сформировать человека нового типа (нового советского человека), который бы соответствовал всем требованиям того общества, и женщины стали неотъемлемой частью этого эксперимента, поскольку обращение к женской части населения вообще очень характерно для советской культуры. Женские образы, созданные согласно господствующей идеологии, оказывали довольно мощное влияние на общественное сознание, что, в свою очередь, помогало государству заставить население мыслить, чувствовать и действовать определенным образом (согласно государственным идеалам) необходимым для достижения государственных целей. Правильно и грамотно выстроенный образ являлся базисом стереотипа свободной советской женщины. Основным источником информации для анализа послужили почтовые марки СССР и их каталоги. Вообще такой феномен культуры как почтовая марка выступает одним из вариантов презентации советской реальности и той системы ценностей, которой характеризовался данный исторический период. Посредством почтовых марок государственная идеология апеллировала к женской части населения и идентифицировала ее. Презентация женских образов на почтовых марках и их трансляция закладывают в сознании масс стереотипы, основанные на гендере (например, стереотипы об абсолютном равноправии женщин с мужчинами во всех сферах деятельности) и определенное восприятие действительности. Трансформация советской идеологии определяла динамику репрезентируемых образов женщин на почтовых марках. Например, до 40-х годов, когда женская эмансипация заявила о себе громче всего, чаще всего встречались образы женщин-активисток, которые, как и мужчины, являются активными и равноправными строителями светлого будущего. Этот доминирующий визуальный образ устремлялся на освоение общественной среды. Женщины стали осваивать те сферы деятельности, которые раньше считались исключительно мужскими, число женщин, занятых на производстве, с каждым разом росло, они стали активно участвовать в митингах. Материнство, наряду с воспитанием детей и заботой о них, ведением домашнего хозяйства и поддержанием домашнего очага, вытеснялось на второй план активной общественной деятельностью, в которую были вовлечены женщины во благо государства. В художественно-эстетическом плане советская культура в этот период была асексуальна, различия между мужчинами и женщинами по максимуму нивелируются, замещая феминность андрогинными чертами, женственность - маскулинностью. В послевоенный период государство испытывало нехватку населения, поэтому государственная политика была нацелена на решение проблемы демографического и производственного характера. Наиболее популярными образами становятся образы женщины-труженицы или женщины-матери. Женщина изображалась сильной, крепкой, способной работать и рожать детей. Феномен материнства был важен с точки зрения двух аспектов: политического, поскольку социализировались новые члены общества, и, конечно же, экономического, поскольку таким образом решалась проблема прироста рабочего населения для строительства социализма. Закономерной деталью на почтовых марках, изображающих женщин в роли воспитательниц или матерей, является тот факт, что воспитывают и обучают они в первую очередь мальчиков, главных строителей светлого будущего. Этот факт опять выводит чашу весов между мужчиной и женщиной из равновесия, как и количественное соотношение между ними. Количество мужчин на изображении превышало, хоть и незначительно, количество женщин. С середины 60-х годов начинает господствовать так называемая «идеология домашнего очага», согласно которой женщина в первую очередь должна быть женой, домохозяйкой, мамой. Женскому образу постепенно возвращались черты женственности и сексуальности. Лаконичность и продуманная композиция – основные характеристики советской филателии последних десятилетий. Начало 80-х годов XX века характеризуется своим особым отношением к определению сущности и истинного предназначения женской части населения. Согласно господствующему подходу советская женщина должна трудиться наравне с мужчинами, принимать активное участие в общественной жизни страны, выполнять и перевыполнять план, установленный государством на производстве. Провозглашенные права и свободы женщин изменили их жизнь и повлияли на формирование гендерных стереотипов в обществе. Теперь женские образы на почтовых марках отображали новые права и свободы. Все чаще женщины стали изображаться в политическом контексте (на митингах, за трибунами), за работой, где женщины изображались не совсем в женских профессиях. Они могли предстать в образе активистки, идущей во главе шествия, или трактористки, работающей в поле. Женские образы, помимо визуализации реальности под определенным углом зрения, подвергались огромному влиянию идеологии. Женщина отождествлялась с чем-то героическим, она была неотъемлемой частью той стройки коммунизма, в которую была втянута вся страна, занималась спортом, являлась активной участницей общественной жизни, доказывала свою государственную значимость через личные заслуги на производстве и воспитание будущего поколения. Итак, мы видим, что советское общество знает два основных образа советской женственности: «новая советская женщина», которая целиком и полностью отдавала себя строительству идеального государства, безоговорочно служила предприятию, коммунизму; и «мать – работница», характеризующаяся возросшей ответственностью перед государством, ведь теперь она не только должна была работать на производстве, но и рожать и воспитывать будущих тружеников. В советской культуре, в общей сложности, можно выделить следующие господствующие женские образы: женщина-активистка, женщина в учебе, женщина-труженица, женщина-помощница фронту, женщина-мать. Студент Вершинина О.Е. Согласовано: Руководитель  Доктор исторических наук Соловьев В.М.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Гороховой Карины Алексеевны  ИМОиСПН направление подготовки/специальность культорология группа 6-8-32 на тему: Конструирование культуры повседневности средствами рекламы на примере американских брендов 50-х годов ХХ века 1. Ключевые слова Конструирование, реклама, конструкт, культура, культурология, повседневность, Америка, американские бренды 2. Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 3. Актуальность темы выпускной работы Актуальность данного исследования состоит в том, что в наши дни все подчинено рекламе. Реклама правит нашими умами, закладывая в мысли продукты и бренды выгодные для продажи. Окружающий мир создается с помощью рекламных образов. Реклама задает нам и ритм жизни, то, как мы должны выглядеть, что есть и читать. Для нашего исследования интерес представляет на сколько давно реклама конструирует нашу реальность. 4. Объект, предмет, цель исследования Объектом данного исследования является конструирование культуры повседневности в рекламных целях. Предметом в исследовании выступают определенные бренды, рассматривая которые, мы пытаемся проследить как конструируется реальность обычных американцев в 50-е годы ХХ века. Цель нашей работы заключается в том, чтобы понять как конструируется культура повседневности средствами рекламы. 5. Методы исследования Методологическую основу нашего исследования составляют: метод конструирования, метод исторической реконструкции, дескпритивный метод, а так же методы функционального и контент-анализа. 6. Основные результаты работы Выполнив данную работу, мы можем с уверенностью говорить о том, что реклама начала конструировать нашу реальность с момента своего появления. Она невидимыми нитями окутывает наше сознание и заставляет нас хотеть приобрести определенный товар или услугу. Мы можем предполагать, что реклама не только заставляет нас хотеть купить что-то, но так же она влияет на наш жизненный уклад. Так, мы допускаем, что реклама обладает еще и силой менять повседневную культуру народа. Проанализировав большое количество рекламы и исторических фактов, можно говорить о том, что повседневный уклад обычных американце в 50-е годы ХХ века менялся под давлением не только политических, экономических и исторических событий, но так же и рекламы, которая набирала обороты за счет распространения телевидения в США именно в этот период времени. Так же мы вывели механизмы конструирования реальности. С помощью этих механизмов, на наш взгляд, проще всего конструировать и реконструировать реальный мир. Так же мы пришли к выводу, что обществу давно навязали некие стандартизированные образцы-конструкты поведения и мышления. Эти конструкты подкреплялись заведомо спроектированной рекламой нужного толка. Студент Горохова  К.А. Согласовано: Руководитель доктор филологических наук Осьминина Е.А.


Аннотация к выпускной квалификационной работе Джалилова Хафиза Рустамовича ИМО и СПН направление подготовки/специальность Культурология группа 6-8-31 на тему: «Массовая культура в условиях информационного общества (на примере развлекательных сайтов интернета)» 1. Массовая культура, постиндустриальное общество, информационное общество, кич–культура, мид–культура, арт–культура, nobrow–культура. 2. Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы. 3. Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с культурными изменениями, обусловленными развитием новой социальной и экономической модели общества. Роль массовой культуры в обществе, поднявшемся на новый уровень развития, значительно изменяется, а так же увеличивается количество ее функций 4. Объект исследования – развлекательные интернет-сайты Предмет исследования – трансформация массовой культуры в условиях постиндустриального общества. Цель работы – на основе исследования выявить изменения массовой культуры, связанные с развитием постиндустриального общества. 5. Методы: кабинетные исследования, структурный анализ, функциональный анализ, анализ научной литературы по теме исследования, компаративный анализ, генетический анализ. 6. Интерес к феномену массовой культуры появился довольно давно и на сегодняшний день существует большое количество исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них расположены рассматривать ее как особенный социальный феномен, обладающий своей спецификой и тенденциями развития. Массовая культура имеет и положительные, и отрицательные стороны. Суть массовой культуры заключается в воздействии на сознание индивида, его отношению к действительности и душевному восприятию мира. Массовая культура обладает большим влиянием на всю культуру в общем, ей присуще стремление делать культурные явления однородными. Массовая культура не требует от индивида затрачивать умственный силы, свои чувства, свою свободу, то есть всего того, что требуется для восприятия серьезного искусства. Многие отечественные и западные исследователи рассматривали массовую культуру как нечто негативное, не оказывающее положительного влияния на массы. В то же время количество исследований рассматривало ее, как доступный способ распространения информации, видя в этом демократическое проявление массовой культуры. Интернет является одним из проявлений массовой культуры. На современном его этапе Web 2.0 интернет можно охарактеризовать как идеологию развития систем в Интернете, основанную на взгляде, что чем больше пользователей задействовано в создании проекта, тем лучше для него, тем еще более хорошо и активно он развивается и более жизнеспособным является. На данном этапе сами пользователи являются создателями контента. На примере сайтов 9GAG, Pikabu и JoyReactor были охарактеризованы развлекательные сайты и контент, публикуемый на них. Для сайтов характерна практика размещения большого и заметного количества рекламы для получения прибыли с просмотров. Таким образом, благодаря концепции Web 2.0 интернет-сайты являются идеально зацикленной системой, преподносящей массовую культуру, которая направлена на получение косвенной прибыли с пользователей. (Пользователи не платят деньгами напрямую, а платят просмотрами). Контент развлекательных сайтов можно подвести под классификацию массовой культуры, разделяющую ее на кич-, мид-, и арт-культуру, если посты, содержащие т.н. «мемы» можно отнести в кич-культуре, то посты обучающего и просветительского характера относятся к арт-культуре. Взимание косвенной платы с пользователей (просмотров рекламы) подводит контент развлекательных сайтов под nobrow-культуру, термин, который ввел Тим О’Рейли, сутью которой является прибыль. Студент: Джалилов Хафиз Рустамович ________ Согласовано: Руководитель: доктор филологических наук, профессор Осьминина Елена Анатольевна
 

Аннотация к выпускной квалификационной работе Дюфф Милены Александровны  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-31 на тему: «Анималистические мотивы в арабской культуре» Ключевые слова: анимализм, анималистический жанр; арабская художественная культура; искусство Средневековья. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: в первой два пункта, во второй – три; заключения, списка используемой литературы и приложения. Актуальность исследования художественной культуры обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства. Они являются важнейшими механизмами саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром. Художественная культура также участвует в социализации личности, вводя её в актуальную для общества систему нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный реальный социальный опыт человеческого взаимодействия, а также в искусственно конструированный опыт, выстроенный на основе воображаемых образов. В эпоху глобализации на передний план выходят проблемы межкультурных связей, глобального образования, взаимоотношения стран и народов, их культурные, экономические и политические связи, изучение иностранных языков, истории, традиций, жизненных ценностей разных наций и народностей, разрешение конфликтов в многонациональной среде, соблюдение прав и свобод человека, сохранение окружающей среды. На сегодняшний день Россия имеет крепкие партнерские отношения со многими арабскими государствами в сферах экономики и культуры. Объектом данной работы является - арабская художественная культура V - XV в. Предмет данной работы – анималистические мотивы в арабской художественной культуре V - XV в. Цель данной работы – выявить особенности анималистических мотивов в арабской художественной культуре V - XV в. Методы, используемые в данной работе: • Анализ научной литературы по теме • Функциональный анализ • Компаративный анализ • Структурный анализ • Семантический анализ Подводя итоги проведенным исследованиям, можно заключить, что художественная культура, как неотъемлемая часть культуры в целом, отказывает благоприятное воздействие на развитие личности человека, а также транслирует знания, ценности, нормы и тесно связана с моралью, религией и философией. Что касается влияние ислама на художественную культуру арабов, то можно говорить о том, что культурные традиции, нормы быта и морали, идейный багаж, мифо-поэтические и эпические образы и предания народов Востока складывались под влиянием Ислама. Религия и искусство взаимосвязаны и оказывают воздействие на духовную жизнь человека, по-своему толкуя цели и смысл бытия человека. Ислам не приветствовал изображение живых существ, поэтому искусство изображения осталось частью главным образом придворной культуры, которое игнорировало этот негласный запрет. Создавались предметы роскоши, украшенные анималистическими образами. Переписывалось огромное количество книг, которые декорировались замечательными, тонкими миниатюрами. Приобретя самобытные черты, арабская миниатюра составила одно из ранних звеньев в общем процессе развития искусства миниатюры в странах Ближнего и Среднего Востока. Что касается литературы арабов, то животные занимали заметную часть арабской средневековой литературы, животный мир выступает как совершенная и самодостаточная область существования, наделенная логикой и смыслом, а описание поведения и поступков животных является проекцией на человека. Студент: Дюфф Милена Александровна   Согласовано: Руководитель кандидат биологических наук Бастаков Владимир Антонинович

Аннотация к выпускной квалификационной работе Зерновой Ксении Алексеевны Институт международных отношений и социально-политических наук Культурология Группа 6-8-32 на тему: «Традиции конноспортивных состязаний в культуре Италии и Англии» Ключевые слова: азартная игра, традиции, конный спорт, игровая культура, теория карнавала. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Актуальность. Конный спорт ни разу не рассматривался с точки зрения культурологии. Можно говорить о конных состязаниях как игровой деятельности человека в современном обществе, общая игровая направленность постмодерна делает предлагаемую тему еще более актуальной сегодня. Объектом исследования выступают конные состязания в Италии и Англии. Предметом исследования являются функциональные особенности традиций конных состязаний в данных культурах. Цель данного исследования заключается в рассмотрении традиций в конных состязаниях на протяжении всего времени их существования. Методы, примененные в работе: функциональный анализ, генетический, компаративный, метод анализа научной литературы. Основные результаты работы: — сохранение человеком традиций оказывает значительное влияние на его деятельность в различных сферах жизни — благодаря влиянию традиций на спорт человек смог развить их до мирового уровня, не меняя при этом самой сути состязания — конный спорт и состязания сегодня стали подобием азартной игры, в которой человек может примерить на себя совершенно иной образ. Заключение Конный спорт является транслятором и генератором смыслов в современной культуре. За всю историю своего существования в нем набралось множество пластов традиций народов. Безусловным фактором, определяющим спорт, является его агональная, состязательная игровая составляющая. Передача конных традиций рассматривается через игровую концепцию культуры в связи с тем, что в период постмодерна сама игра стала неким культом, будоражащим сознание людей Студент Зернова К.А Согласовано: Руководитель Кандидат культурологии, доцент Родионова О. В.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Куртенко Анатолия Михайловича  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-31 на тему: «Социокультурные аспекты современной моды на примере творчества Александра МакКуина» Ключевые слова: мода, постмодерн, современное общество, стиль, творчество. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении рассматриваются актуальность данной темы, определяются цель и задачи, объект, предмет, методология и методы исследования. Первая глава посвящена рассмотрению современной модной индустрии и социокультурного аспекта моды в историко-культурной перспективе. Во второй главе рассматривается творчество Александра МакКуина. Актуальность данной темы обусловлена тем, что мода, будучи необходимым элементом культуры, неотъемлемой составной частью образа жизни людей, способна адекватно репрезентировать происходящие в обществе изменения, выступать своеобразным индикатором социокультурных трансформаций и служить одним из тех языков, на котором каждая культура сама «говорит» о себе. Предметы, которые мы используем, дома, в которых живем, и даже идеи, доминирующие в тот или иной период времени – все подвластно моде. Следовательно, тот, кто хочет познать сущность той или иной исторической эпохи, смыслы культуры, должен чаще обращаться к ее изучению. Объектом исследования является творчество дизайнера Александра МакКуина. Предметом является социокультурное влияние творчества Александра Маккуина на модную индустрию ХХI в. Целью данного исследования является осуществление комплексного и многоуровнего социально-культурологического анализа моды в современном социокультурном пространстве. В процессе исследования использовались такие методы, как: - Культурно - исторический метод, позволивший рассмотреть социокультурный контекст появления и развития моды. - Структурно - функциональный анализ, который позволил адекватно раскрыть полифункциональность моды. - Метод компаративного анализа, применение которого дало возможность сравнить и сопоставить идеи авторов, принадлежащих различным историческим эпохам. - Метод системного анализа, на основе которого мода была рассмотрена как сложная система. Методологической основой исследования является является структурный функционализм. Подводя итоги проведенным исследованиям, можно заключить, что мода превратилась в многословный механизм производства текста и образа. Моралистическо-критическая эпоха моды сменилась информационно-эстетической эпохой, способной вместить изобилие вопросов, касающихся не только внешнего вида, но и жизни человека. Урбанистичность моды маскирует любую эмоцию за исключением триумфа. При этом мода не отрицает эмоции, а просто перемещает их в сферу эстетического. Она может быть своеобразным визуальным осмыслением личных желаний и социальных стремлений. А. МакКуин в своих показах пытался возвысить достоинство явлений, считавшихся ранее «низкими», внося путаницу в существовавшее прежде строгое разделение на «искусство благородное и высокое» и «искусство простое и низкое». МакКуин в моде властно заявляет о себе и в некотором роде навязывает себя обществу в качестве арбитра изящества, красоты и утонченного безумия, точно так же интеллектуал, поэт, а позднее и ученый претендуют на выработку системы законодательного регулирования человеческих ценностей, утверждают свое право учить народ и управлять общественным мнением ради общественного блага и прогресса. Это триумф великого кутюрье, которого можно таким образом отнести и к «корпорации мыслителей». Любовь к историческому цитированию как к способу создания новой выразительности со всей очевидностью прослеживается в эстетике модного костюма. Студент: Куртенко Анатолий Михайлович   Руководитель: Доктор филологических наук Осьминина Елена Анатольевна


Аннотация к выпускной квалификационной работе Малахова Юсуфа Ильдаровича Институт МО и СПН Кафедра мировой культуры Группа 6-8-31 На тему: «Образ мусульманина в современной массовой культуры» Ключевые слова: этно-религиозные образы, этностереотипы, образ мусульманина, радикализм, экстремизм, массовая культура. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Актуальность. Сегодня исламская культура может рассматриваться как сочетание нескольких культурных общностей, включающих в себя разные исламские страны, которые тесно взаимосвязаны друг с другом единой культурой, историей, исламской традицией и языком. В этой связи особый интерес представляет рассмотрение образа мусульманина в современной массовой культуре. Образы являются мощным инструментом влияния на сознание людей и поэтому требуют к себе особого внимания. Цель исследования: выявление типологических особенностей образа мусульманина в массовой культуре современности на примере СМИ. Объектом исследования является современная массовая культура. Предметом исследования - специфика конструирования образа мусульманина в кинематографе и СМИ. Методология - структурный функционализм. Методы исследования: анализ научной литературы, компаративный анализ, семиотический анализ и культурно-исторический подход. Основные результаты работы: - Изучена массовая культура с точки зрения теории культурологии; - проанализирована роль религии в конструировании этностереотипов в массовой культуре; - рассмотрены особенности традиционного образа мусульманина; - изучены факторы трансформации образа человека в мусульманских странах; - выявлена и проанализирована радикализация образа мусульманина в массовом сознании. Заключение. Распространение исламского фундаментализма можно считать реакцией консервативной части мусульман на инвазию западного образа жизни в устои традиционного общества. Постмодернистский сдвиг в мировом развитии привел к разрушению многих традиционных укладов, в том числе и в межкультурной коммуникации. Крушение политики мультикультурализма в ряде западноевропейских государств свидетельствует о несовершенстве и непродуманности современных подходов к межкультурному общению, также политика мультикультурализма не способствовала созданию положительного образа как европейцев в глазах мусульман, так и мусульман в глазах европейцев. Традиционный ислам, являясь культурой мира и взаимопонимания, не может стать орудием разрушения мира в современном обществе. Исходя из этого, арабская культура, опираясь на инструменты массовой культуры, должна противопоставить негативным и искаженным представлениям, сформированным на Западе, современный образ правоверного мусульманина. Культура ислама, несомненно, является частью современной мировой культуры, несмотря на непрекращающиеся попытки представить ее несостоятельной в глобальном мире и тормозящей общественный прогресс. Студент Малахов Ю.И. Согласовано: Руководитель Кандидат культурологии, доцент Полетаева М.А.

Аннотация к выпускной квалификационной работе Сазоновой Маргариты Максимовны  ИМО и СПН направление подготовки/специальность: культурология группа: 6-8-31 на тему: «Семейные ценности в современной российской культуре» Ключевые слова: семейные ценности, трансформация, современное общество. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении рассматриваются актуальность данной темы, определяются цель и задачи, объект, предмет, методология и методы исследования. Первая глава посвящена динамике традиционных представлений о семейных ценностях в европейской и отечественной традициях. Во второй главе рассматриваются семья и семейные ценности в современном российском обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что российский брак и семья ныне развиваются в контексте общецивилизационных изменений. Глобализация в данной сфере проявляется в тенденциях и проблемах, общих для большинства развитых государств: в снижении числа официальных браков, росте числа разводов и незарегестрированных союзов; появлении нетрадиционных форм семьи, высокой внебрачной рождаемости и других. В то же время существуют и позитивные тенденции, например, стремление к гендерному балансу. Объектом исследования являются нормативные правовые акты в сфере защиты прав семьи и детей. Предметом исследования является трансформация семейных ценностей в современном российском обществе. Целью данного исследование является выявление причин трансформации семейных ценностей и института семьи в современном российском обществе. Методы изучения семейных ценностей в данной работе: • анализ научной литературы по данной работе • структурный анализ • историко-культурная реконструкция функциональный анализ Подводя итоги проведенным исследованиям, можно заключить, что наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. О таком же разделении семей говорил Ф. Энгельс, свои взгляды он изложил в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Проанализировав огромное количество фактического материала, Ф. Энгельс пришел к выводу, что в первобытном обществе, каждой женщине следовало принадлежать своему мужчине, в свою очередь каждый мужчина должен был принадлежать каждой женщине. Называл это своеобразным периодом и из этого состояния первобытных и неупорядоченных сношений постепенно получились и развились определенные типы семей, о которых говорится выше(только основными выделил кровородную, пуналуальную, парную и моногамную) так же придя к моногамной семье. «Она возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа - один из признаков начала цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение имуществом В современной социокультурной ситуации необходимо отметить значимость семьи как основной фундаментальной ценности общества. В иерархии личностных ценностей современного человека, наряду с изменениями, происходящими в среде семейных ценностей, роль и статус традиции, обычаев и культуры заметно снижаются, но тем не менее в ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство россиян считают идеальной семью с традиционными семейными ценностями. Анализ данных исследовательской группы «ЦИРКОН» позволил сделать следующие выводы: 1. В России более популярен партнерский тип семьи где нет четкого разделения ролей 2. Естественным образом выделяется мусульманская часть населения (большая традиционность семейного уклада), а семейный идеал для мусульман – традиционные семейные ценности 3. Сравнивая представления россиян об идеальной семье и их реальный семейный статус, можно сказать, что разрыв между профилями реальной и идеальной семьи достаточно велик 4. В общественном мнении отсутствует единое представление о понятии традиционной семьи 5. Большинство россиян устраивает то, как СМИ преподносят информацию о семье 6. СМИ в России негативно относятся к бракам и семейным ценностям, отклоняющимся от сложившихся традиций Научно-исследовательская группа ЦИРКОН проводила исследование, целью которого являлось получение информации, необходимой для анализа отношения россиян и работников СМИ к различным составляющим семейно - брачных отношений, семейным ценностям, а также для изучения восприятия материалов СМИ с точки зрения транслируемого ими образа семьи. Получение данной информации предполагалось для оценки перспектив формирования государственной информационной политики, направленной на укрепление семейных ценностей. С точки зрения структуры реальных семей и внутрисемейных отношений российское общество является достаточно однородным. Каких-либо значительных, многочисленных групп, радикально отличающихся в своем поведении от остального населения, не выявлено. В своей реальной жизни россияне предпочитают жить в браке (чаще официальном), иметь нуклеарную семью (состоящую из родителей и детей), хотя и признают зачастую членами своей семьи более широкий круг лиц (пусть и живущих отдельно). Наличие детей – важнейшая часть семейной жизни, од- нако чаще все же распространены малодетные семьи - с 1-2 детьми. С точки зрения распределения ролей в семье, более популярен партнерский тип семьи, где нет четкого разделения ролей.. Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Причинами трансформации семейных ценностей в современном российском обществе во многом являются динамика развития культуры СМИ и изменения общественных взглядов и идеалов. Вместе с тем, сам интерес к исследуемой проблематике становится началом потенциального возрождения культуры семейных отношений и нравственных идеалов в современном обществе. Студент: Сазонова Маргарита Максимовна Согласовано: Руководитель  Перова Екатерина Юрьевна

 

Система Orphus