Научно-практический семинар «Инвариантные и вариативные единицы в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному с позиций задач современности»

7 июля 2021
29 июня 2021 года в МГЛУ состоялся научно-практический семинар «Инвариантные и вариативные единицы в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному с позиций задач современности». В работе семинара приняли участие более 20 преподавателей вузов и сотрудников научных организаций из пяти регионов России и Белоруссии.

Семинар стал частью реализуемого в МГЛУ проекта «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания РКИ», который является победителем грантового конкурса для преподавателей магистратуры Стипендиальной программы В.Потанина 2019/2020.

Организатором выступила Лаборатория по изучению РКИ при Институте международных образовательных программ МГЛУ (заведующий — д.п.н., проф., грантополучатель Фонда В. Потанина Л.П.Мухаммад).

Говоря о значимости мероприятия Л.П.Мухаммад подчеркнула: «Тема семинара весьма актуальна, поскольку и в теории, и в практике преподавания РКИ накопилось много вопросов, обусловленных «бумом» цифровизации, многочисленными и зачастую противоречащими друг другу научными моделями и т.п. Проблема осложняется пандемией, вынудившей вузы перейти на дистанционные и смешанные формы обучения. В данных условиях необходимо определить инвариантную (устойчивую) и вариативные (учитывающие требования работодателя, специфику региона и другие существенные условия) модели учебного процесса по подготовке преподавателя РКИ».

С приветственным словом к участникам семинара обратилась проректор по проектной деятельности и молодёжной политике МГЛУ И.А.Гусейнова, которая отметила, что мероприятие будет полезно не только для опытных педагогов и исследователей, но и для начинающих преподавателей и молодых учёных. Многие доклады представляют результаты работы больших научных коллективов. Семинар являет собой результат успешного межвузовского, межинституционального и межрегионального взаимодействия.

На пленарном заседании было представлено 8 докладов по актуальным проблемам психолингвистики, когнитологии, онлайн- и оффлайн-педагогики, герменевтики.

Важные с точки зрения преподавания РКИ аспекты изучения языкового сознания носителей русского языка, в том числе учитывающие лингвистические данные, представленные в киберпространстве, осветила в докладе «Сетевая психолингвистическая модель картины мира» д. филол. наук, профессор, зав. сектором этнопсихолингвистики Института языкознания РАН Н.В.Уфимцева.

«Сетевую» тематику продолжил доклад канд.физ.-мат.наук, доцента, проректора по инновационной деятельности и дистанционному обучению Гос. ИРЯ им.А.С.Пушкина М.И.Яскевич и канд.филол.наук и декана подготовительного факультета Гос. ИРЯ им.А.С.Пушкина Н.В.Татариновой «О создании Сетевого подготовительного факультета для иностранных граждан».

В совместном докладе канд. пед. н., и.о. зав.кафедрой методики преподавания РКИ Гос. ИРЯ им.А.С.Пушкина О.Н.Халеевой, д. филол. наук, зав.кафедрой РКИ ИМС ПГУ В.В.Шмельковой и д. пед. наук, проф., зав. Лабораторией по изучению РКИ ИМОП МГЛУ Л.П.Мухаммад «Инвариантные и вариативные модели подготовки специалистов в области преподавания РКИ (на материале учебных курсов “Методика преподавания РКИ”)» были представлены модели магистерских учебных курсов по методике преподавания РКИ, опирающихся на языковую личность учащихся. Авторы привели убедительные доказательства того, что оптимальными можно считать учебные курсы, учитывающие, с одной стороны, экзистенциальные потребности обучающихся, с другой — социальный заказ, специфику вуза, профессионализм и креативность преподавателей и студентов. При этом целостность и гуманистическую направленность модели обеспечивает реализация базовых принципов антропологической лингводидактики: антропологического, коммуникативного, когнитивного.

Учёту когнитивно-дискурсивных механизмов интерпретации русскоязычного текста в гибкой модели обучения иностранных учащихся был посвящён доклад канд. филол. наук, доцента кафедры РКИ МГЛУ О.Ю.Стародубовой. В работе были представлены герменевтические техники и методики рецепции текста как творческого продукта субъекта деятельности, а также практические результаты применения авторской методики и проведенного эксперимента.

О возможностях и идеях реализации психолингвокультурологического подхода к обучению РКИ рассказала канд. психол. наук, доцент, проректор по воспитательной и научно-организационной работе ЧОУ ВО «Балтийский Гуманитарный Институт» Е.В.Федосенко.

Задачам интегрирования программ бакалавриата и магистратуры и востребованного на всех этапах профессионально ориентированного обучения был посвящён доклад канд. филол. наук, доцента кафедры РКИ МГЛУ Л.В.Ипполитовой и канд. филол. наук, доцента кафедры РКИ МГЛУ Е.К.Столетовой «Подходы к организации учебного процесса и содержания обучения русскому языку иностранных обучающихся — будущих переводчиков (уровень образования — бакалавриат)». В докладе был обобщён опыт работы Института международных образовательных программ МГЛУ за период с 2007 года по настоящее время.

Актуальную тему взаимосвязи концептуальной метафоры и языкового мышления затронула в своём докладе преп. кафедры РКИ МГЛУ А.А.Кунькова. Доклад был выполнен на материале русского, британского и кубинского сказочного дискурса.

Завершил работу Пленарного заседания доклад канд. пед. наук, доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ФГСН РУДН А.В.Тряпельникова и ст. преподавателя кафедры словесных искусств факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова В.В.Яхненко «Варианты воплощения принципа наглядности в киберпространстве при обучении русскому языку иностранцев».

Особое внимание методикам и приёмам работы в Интернете было уделено во второй части семинара — «Лингвометодическая мастерская в действии».

Преподаватель кафедры РКИ МГЛУ Е.В.Кузнецова провела мастер-класс «Применение виртуальной доски Jamboard для организации интерактивной работы на онлайн-занятиях по РКИ».

Отдельным психолингвистическим приёмам запоминания иноязычной лексики посвятили мастер-класс «Мультимодальные опоры в практике преподавания РКИ: возможности и перспективы» канд. биол. наук, ст. преподаватель кафедры медицинской техники Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) С.Е.Лаук-Дубицкий; канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры РКИ факультета филологии и журналистики Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина М.М.Матвеева и заведующая учебным кабинетом языкового тестирования Учебного центра международного сотрудничества Республиканского института высшей школы Е. Л. Ширина (Республика Беларусь).

На круглом столе содержательный обзор портала «Образование на русском» как методической базы данных для преподавателей РКИ представила канд. филол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела инновационной деятельности и дистанционного обучения Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина В.Н.Климова.

Проблемы разработки кросс-платформенного курса обсудил с участниками круглого стола ассистент кафедры методики преподавания РКИ Гос. ИРЯ им. А. С.Пушкина, преподаватель кафедры «Иностранные языки» Московского политехнического университета А. А. Кузнецов.

Особое внимание участников семинара привлёк доклад Е.К.Столетовой «Место дисциплины “Функционально-коммуникативная грамматика русского языка” в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей РКИ (направление подготовки 45.04.02 «Лингвистика»): задачи, содержание, перспективы». Докладчик аргументированно доказала, что функционально-коммуникативная грамматика, наряду с методикой преподавания РКИ, - ключевая дисциплина в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей РКИ, и обучение инофонов говорению и письму немыслимо без включения в систему подготовки будущих русистов данной дисциплины. Л.П.Мухаммад подчеркнула, что курс функционально-коммуникативной грамматики является своего рода «заказом» методики преподавания РКИ на «продуктивную» (в отличие от рецептивной) грамматику, а В.Н.Климова отметила, что данный курс преподаётся магистрантам МГУ им.М.В.Ломоносова и, безусловно, должен являться неотъемлемой частью основной образовательной профессиональной программы подготовки преподавателей РКИ.

При подведении итогов научно-практического семинара была отмечена его высокая эффективность, а также преемственность и поступательность в реализации мероприятий, проводимых Лабораторией по изучению Р


Возврат к списку

Система Orphus