Лаборатория по изучению русского языка как иностранного

Мухаммад Л. П..jpg Мухаммад Людмила Петровна,

 заведующий лабораторией,

 доктор педагогических наук, профессор

 Контакты: E-mail: muhammadlp@linguanet.ru




Лаборатория создана в 2020 году. Цель работы Лаборатории – создание инновационной экспериментально обоснованной методологической, психолингвистической и лингвометодической базы для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса в области преподавания русского языка как иностранного и дисциплин на русском языке иноязычным обучающимся, что является залогом успешного продвижения русского языка и культуры в мировом образовательном пространстве.

Достижение заявленной цели призвано способствовать развитию экспортного потенциала российской системы образования.

Деятельность Лаборатории направлена на решение научно-исследовательских, научно-организационных, научно-образовательных, а также научно-просветительских и воспитательных задач.

Задачи Лаборатории:

1. на инновационной методологической базе антропологической лингводидактики разработать основы изучения русского языка как иностранного с учетом передового отечественного и зарубежного опыта в области лингводидактики, культурологии, психолингвистики, этнопсихолингвистики, когнитологии и смежных наук;

2. обобщить опыт преподавания русского языка как иностранного в условиях удаленного / дистанционного обучения; изучить проблемы, пути их решения и дальнейшие перспективы использования цифровых технологий при обучении РКИ с учетом трансформации образования в процессе развития цифровой экономики в стране;

3. обеспечить на площадке Лаборатории верификацию, в том числе экспериментальную, и апробацию полученных результатов исследования;

4. обобщать опыт работы Лаборатории в различных формах научно-практической деятельности: в докладах на конференциях, на симпозиумах, на семинарах, в статьях, монографиях, учебных пособиях и т.д.;

5. привлекать к работе Лаборатории молодых учёных и готовить их к самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

6. способствовать внедрению научно-инновационных разработок, выполненных на базе Лаборатории, в практику преподавания РКИ;

7. на площадке Лаборатории смоделировать и организовать когнитивно-языковую среду (в том числе виртуальную), индуцирующую и генерирующую когнитивно-языковое развитие и совершенствование личности обучающегося в процессе межкультурной коммуникации;

8. спроектировать вариативные модели процесса обучения на основе непосредственного и опосредованного творческого субъект-субъектного взаимодействия представителей российской и иностранной культур;

9. в рамках постоянно действующего на базе Лаборатории научно-практического семинара «Лингвометодическая мастерская» способствовать активному привлечению магистрантов кафедры русского языка как иностранного ИМОП и начинающих преподавателей РКИ/ИЯ к учебно-методической работе Лаборатории, обеспечивая преемственность научно-методического опыта и становление научно-методической школы кафедры;

10. развивать сотрудничество с отечественными и зарубежными специалистами, осуществлять совместные научно-исследовательские проекты, приглашать экспертов для проведения гостевых лекций и круглых столов по профильной проблематике Лаборатории, способствовать развитию академической мобильности.