Проректор по науке МГЛУ О.К.Ирисханова: творчество в эпоху капсульной жизни

24 Марта 2020
Последние дни изменили нашу жизнь так, как мы и не могли себе представить еще месяц назад.  О новых реалиях в условиях дистанцирования размышляет проректор по науке МГЛУ, доктор филологических наук, профессор Ольга Камалудиновна Ирисханова.

Последние дни изменили нашу жизнь так, как мы и не могли себе представить еще месяц назад.  Снимки закрытых городов, безлюдных улиц, пустых театров и стадионов становятся привычным явлением. То, что совсем недавно было бы аномалией, теперь считается хорошим тоном: мы дистанцируемся от друзей, не ходим в театры и на выставки, отменяем путешествия, соблюдаем гигиену с тщательностью хирургов и больше не пожимаем друг другу руки. Нас повсюду окружают эпидемиологические метафоры – боевых действий, военных сценариев, закрытых дверей и контролируемых пиков.

Что же остается нам – преподавателям-гуманитариям? Как найти нам точки опоры в это странное время, когда даже в шутках правят бал вирусы, антисептики и…гречка?

Я позволила себе немного поразмышлять об этом, и вот что получилось.

Метафоры-оксюмороны как точки опоры во времена социального дистанцирования

1)    Дистанция как близость

Когда пустеют аудитории и мы лишаемся живого общения со студентами, многие испытывают чувство растерянности. Но после нескольких пар онлайн начинаешь понимать, что дистанция помогает преодолевать расстояние – и не только технологически. Во-первых, ты перемещаешься в ту среду, в которой нынешние студенты привыкли жить и общаться, а значит, становишься им ближе. Во-вторых, ты сама сталкиваешься с чем-то непривычным, начинаешь экспериментировать, а значит, превращаешься в студента и понимаешь, как это здорово. В-третьих, ты чувствуешь, что, запертый в четырех стенах, студент или аспирант начинает скучать по занятиям не меньше, чем преподаватель.

2)    Эгоизм как альтруизм

Социальное дистанцирование – это современная версия разумного эгоизма: сберегая себя, мы бережем тех, кто рядом.  Нам повезло, потому что наша профессия дает возможность проявить высшую степень разумного эгоизма – альтруизм: по отношению к коллегам, с которыми мы можем поделиться удачными профессиональными «находками» - техническими, лингвистическими и другими; по отношению к нашим заслуженным профессорам, которых немало и которым нужна помощь с современными технологиями; по отношению к студентам и аспирантам, с которыми можно придумать что-то интересное «на расстоянии» – например, виртуальное научное кафе или дискуссионный клуб.

3)    Рутина как творчество

Во времена социального дистанцирования приходится очень быстро вырабатывать новые привычки – в работе и на досуге. Конечно, «удаленка» и «дистанционка» не означают, что свободного времени станет больше, скорее наоборот! Но они дают нам ту капсульную жизнь вне привычных условий, ту «болдинскую осень», когда, как пишут психологи, происходит творческий взрыв. Нащупав в себе этот творческий (им)пульс, надо немедленно этим воспользоваться и написать: (а) поэму; (б) картину; (в) статью в Скопус и (г) диссертацию или книгу!   

Кроме того, как «доказали британские ученые», тщательное мытье рук приводит к росту творческой научной деятельности вследствие неминуемого массажа «точек интеллекта».

Дорогие коллеги, только от нас с вами зависит, сможем ли мы обратить дистанцию в близость, эгоизм – в помощь близким, рутину – в творческий процесс, и, в конечном итоге, оксюмороны - в метафоры успеха!

 

                                                                                          О.К. Ирисханова


Возврат к списку

Система Orphus