Top.Mail.Ru

Кафедре прикладной и экспериментальной лингвистики — 35 лет

Кафедре прикладной и экспериментальной лингвистики — 35 лет
7 сентября 2022

1 сентября 1987 года начинался новый учебный год, в университет, как и всегда, пришел новый набор первокурсников, но не только для них тогда все происходило впервые…

В этот день в тогда еще Московском государственном институте иностранных языков им. Мориса Тореза открылась кафедра прикладной и экспериментальной лингвистики — совсем новое, ни на что не похожее подразделение. В этом году ей исполняется 35 лет, и в честь этого юбилея директор Института прикладной и математической лингвистики Родмонга Потапова рассказала нам об истории создания кафедры, ее уникальной сфере исследований и их важности не только для университета, но и всей страны.

В начале была … кибернетика

Приказ о создании кафедры был инициирован Министерством образования СССР, но и там эта идея возникла не сама по себе. Новое научное веяние, новое направление человеческой мысли стало импульсом к появлению нового, нового для науки, лингвистики и Московского иняза.

Кибернетика — наука о закономерностях управления и передачи информации в различных системах — активно развивалась на западе в 50-е годы XX века. Потенциал был огромный: обработка больших массивов информации, использование запрограммированных машин в опасных ситуациях и неблагоприятных человека условиях (при работах в условиях ЧС, на глубине, в космосе, пр.) и многое другое. Важным направлением была лингвистическая кибернетика, которой непосредственно занимались и в нашем университете.

Флагманом этой деятельности стала лаборатория экспериментальной фонетики и психологии речи при кафедре психологии под руководством профессора Артемова. Там собрался коллектив специалистов в самых разных областях: математики, акустики, инженеры, психологи и др. Благодаря этому на ее базе проводились различные междисциплинарные исследования и даже выполнялись специальные государственные задания, в том числе в области безопасности. Эти работы были закрытыми, и большинство людей на инязе еще долго не знали, чем занималась лаборатория. Тем не менее Родмонга Кондратьевна уже со второго курса участвовала в деятельности этой лаборатории и даже помогала с написанием тех самых закрытых работ.

Машинный перевод – дедушка цифровизации

Еще одним столпом, ставшим основой и вдохновением для появления кафедры, стала существовавшая тогда в университете лаборатория машинного перевода под руководством профессора Розенцвейга, которая была широко известна как в стране, так и за рубежом. Бывшая в тот момент ректором вуза Мария Бородулина оценила потенциал деятельности этих двух подразделений и разрешила им провести совместный цикл лекций на переводческом факультете о практическом использовании лингвистических знаний. Их уникальность заключалась в широкой междисциплинарности материала, что помогло привлечь дипломников, которые заинтересовались развитием кибернетических систем, в частности разработки устройств, управляемых голосом. И хотя многие из этих работ были закрытыми и публиковать из было нельзя, различные организации и предприятия были хорошо знакомы с работой этих лабораторий и тесно с ними сотрудничали.

В этот момент Родмонга Кондратьевна поняла, что университет проводит уникальные, крайне полезные исследования, доступа к которым у студентов, к сожалению, нет. Кроме того, стало очевидным, что для развития этого направления, в том числе и в других вузах, нужно готовить кадры, которые в дальнейшем могли бы заниматься подобными исследованиями и разработками самостоятельно. Так ей в голову пришла идея создания кафедры, на которой готовили бы специалистов, совмещающих как гуманитарные знания, так и технические.

Родмонге Кондратьевне удалось установить связь с замминистра образования, известным советским биологом Николаем Егоровым. Родмонга Кондратьевна подчеркивает, что ничего у него не просила, но много рассказывала ученому о кибернетике, показывала книги на эту тему и разработки лаборатории, такие как созданный там интонограф, который закупали вузы по всему Советскому Союзу и на основе данных которого создавались новые учебники в союзных республиках. Кроме того, подобные исследования были полезны в криминалистике для распознавания голоса, в робототехнике, в медицине для проведения механизированных операций и множестве других областей. Ей удалось убедить представителей министерства в перспективности направления, и так появился приказ о создании кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики.

Главное - коллектив

Первым шагом было создание сплоченного коллектива, который формировался как из людей Московского иняза, так и из специалистов других вузов. На кафедру пришли математики, информатики, инженеры, фонетики. Сильный кадровый состав способствовал тому, что им буквально посыпались заказы на исследования от разных организаций. В 90-е годы присоединились программисты, многие из которых тогда потеряли работу из-за сложностей в стране, и это помогло значительно усилить преподавание информатики во всем вузе, поскольку сотрудники кафедры вели занятия по этой дисциплине у всего университета. Сейчас, с грустью отмечает Родмонга Кондратьевна, найти хороших программистов на кафедру — самая сложная задача и самая большая проблема, поскольку с тех пор спрос на их услуги значительно вырос и теперь им выгоднее работать в других местах.

Кроме научно-исследовательских работ, как для государства, так и для предприятий, кафедра стала участвовать в конкурсах Российского научного фонда и часто их выигрывала. На ее базе открылись два научных центра: центр «Лингвистические детерминанты средств защиты информации» и научно-образовательный центр фундаментального и прикладного речеведения. Обеими темами при этом также активно занимаются аспиранты кафедры. Интерес студентов вызывает и деятельность экспериментально-фонетической лаборатории криминалистики по речеведению, которые, по словам Родмонги Кондратьевны, чувствуют широту и глубину использования этих данных и буквально рвутся писать работы.

Наука должна помогать государству

Создательница кафедры с гордостью отмечает, что на протяжении всех этих 35 лет подразделение остается верным своим принципам. Эти принципы — это, с одной стороны, желание создать нечто иное по сравнению с чисто гуманитарными лингвистическими кафедрами, с другой же, стремление к конкретике, к точности, к честности выводов, а главное, к пользе. Умение решать конкретные задачи, а не «живописать», по ее мнению, делает кафедру сильнее и прогрессивнее, поскольку наука должна помогать государству в решении сложных проблем.

Верность этим принципам говорит о том, что на кафедре удалось добиться преемственности. Нынешний ее заведующий, Андрей Джунковский, ученик Родмонги Кондратьевны, и она отзывается о его работе с нескрываемой гордостью в голосе. По ее словам, это талантливый и организованный руководитель, и нынешний юбилей — отправная точка в его деятельности, цель которой — привлечь на кафедру больше молодых специалистов, выпустить больше публикаций и провести больше экспериментальных работ, которые дают прикладнику огромный материал для использования в самых разных областях.

Она верит, что в будущем сотрудники кафедры смогут обогатить вклад этого подразделения в безопасность государства, помогут развивать страну, делать ее богаче и устойчивее. И дает совет абитуриентам, планирующим поступать на это направление: «Без математики никуда. Это основа основ». 




Возврат к списку

Система Orphus