Лаборатория психолингвистики

ПОЛОЖЕНИЕ

О Лаборатории психолингвистики при кафедре общего и сравнительного языкознания

  1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано на основании Устава ФГБОУ ВО МГЛУ и решения Ученого совета МГЛУ № 12 от 24.12.2018 г.

Лаборатория психолингвистики (далее Лаборатория) является научно-исследовательским подразделением МГЛУ, созданным для реализации научных исследований, внедрения в педагогическую практику высшей школы научно-академических и образовательных технологий и координации в области проводимых в университете исследований психологических и психолингвистических основ переводческой деятельности и межкультурной коммуникации, этнопсихологии межэтнического и внутриэтнического общения, вербальной диагностики социальной и межэтнической напряженности и иных междисциплинарных исследований продуцирования и восприятия речи.

  1. Лаборатория является структурным подразделением кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ и подчиняется заведующему кафедрой. Непосредственное руководство Лабораторией осуществляет заведующий Лабораторией, назначаемый приказом ректора по представлению заведующего кафедрой.

  2. В процессе своей деятельности Лаборатория в рамках установленных компетенций взаимодействует с другими научными и учебными подразделениями МГЛУ, а также в установленном порядке – со сторонними отечественными и зарубежными вузами, научными учреждениями и организациями.

  3. Организационная структура и состав Лаборатории определяются заведующим кафедрой и утверждается ректором МГЛУ.

  4. В своей деятельности Лаборатория руководствуется:

  1. Начало и прекращение деятельности Лаборатории осуществляется решением ученого совета университета в установленном порядке.

  2. Лаборатория реализует свою деятельность как свободное объединение ученых университета (включая аспирантов и студентов).

  3. Деятельность Лаборатории может осуществляться во взаимодействии с научными и образовательными учреждениями, с организациями культуры. Совместная деятельность в этом случае строится на основе договоров о творческом сотрудничестве.

  4. Наименование Лаборатории на русском языке: Лаборатория психолингвистики.

  5. Наименование Лаборатории на английском языке: Laboratory of psycholinguistics.

  6. Имеющийся научный задел.

C 2002 года преподавателями кафедры общего и сравнительного языкознания, а также кафедры психологии и педагогической антропологии проводятся исследования в области фундаментальных и прикладных проблем психолингвистики, методов корректирования стереотипов социального восприятия и поведения, осуществляется социо- и психолингвистический мониторинг содержания базовых социокультурных ценностей и их динамики у студенческой молодежи.

По результатам работы защищены 6 кандидатских и 1 докторская диссертации; подготовлен ряд курсовых и дипломных работ по развитию психологических и психолингвистических методов исследования содержания базовых стереотипов, изучения эмоционально-оценочной лексики, развитию детской речи и др. Опубликованы монографии «Актуальные проблемы лингвистической безопасности», «Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе», «История и теория психолингвистики», научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. Ежегодно с 2002 г. проводятся международные конференции по психолингвистике под общим названием «Языковое бытие человека и этноса» (Березинские чтения), ежегодно издается сборник с одноименным названием (РИНЦ). Издан 1 номер (октябрь 2018 г.) сетевого журнала «Этнопсихолингвистика», зарегистрированного ИНИОН РАН в 2017 г. (РИНЦ) как сетевое СМИ, внесен в реестр Роскомнадзора (главный редактор журнала В.А. Пищальникова, замредактора Л.Р. Комалова (ИНИОН РАН), члены редколлегии Н.Н. Германова, Е.Ф. Косиченко). Установлены регулярные научные контакты с рядом университетов и исследовательских центров России. Созданный научный задел позволяет сформировать в МГЛУ научную и научно-методическую базу для реализации психолингвистических исследований и подготовки научно-академических и педагогических кадров МГЛУ и других вузов. Подготовка специалистов может проводиться на хозрасчетной основе.

Создание Лаборатории отвечает стратегической цели МГЛУ, которая состоит в формировании благоприятной среды для развития инноваций через многообразие научных и образовательных подходов, культур и языков, институциональных и коммуникативных практик. Разработка методологии психолингвистического анализа языка позволит создать корпус современных языковых данных для теоретических и практических курсов по межкультурной коммуникации и переводоведению и в перспективе обеспечить эти курсы специальными лексикографическими источниками.

В теоретическом плане деятельность междисциплинарной Лаборатории позволит разработать фундаментальную методологическую основу исследования базисных духовно-нравственных ценностей и идеалов современной личности и факторов, определяющих социально-психологическую адаптацию человека к условиям современного социума.

В практическом плане результаты научных исследований Лаборатории могут использоваться в разработке и осуществлении социальных программ, в том числе региональных, связанных с вербальным диагностированием состояния внутриэтнической и межэтнической напряженности и напряженности в отношениях между разными социальными группами населения страны.

 

1. Цель работы Лаборатории – создание целенаправленной программы сопоставительных психо- и этнопсихолингвистических исследований, которая позволит обобщить накопленные факты языковых и межъязыковых сопоставлений и данные ассоциативных экспериментов на основе статистической обработки и более глубокой культурной интерпретации и тем самым способствовать решению междисциплинарных проблем лингвистики.

2. Задачи:

 

Финансирование Лаборатории осуществляется:

Распоряжением ректора университета за Лабораторией закрепляются:

Структура Лаборатории устанавливается приказом ректора и настоящим Положением. Лаборатория может привлекать к работе специалистов кафедр университета, преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и иных специалистов, занимающихся проблемами психолингвистического исследования речевой деятельности.

 

 

    1. Обязанности заведующего Лабораторией

Заведующий Лабораторией подчиняется заведующему кафедрой общего и сравнительного языкознания и обязан:

 

    1. Права и обязанности научных сотрудников Лаборатории

 

5.2.1 Научные сотрудники Лаборатории имеют право:

 

5.2.2 В обязанности научных сотрудников Лаборатории входит:

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

научно-исследовательской работы лаборатории психолингвистики при кафедре общего и сравнительного языкознания ФБГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» (2019-2021 гг.)

    1. Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

В этом направлении предполагается разработка тем и программ, важных для развития методологии теории речевой деятельности и общения.

Разработка отсутствующих теорий «второго уровня», интерпретирующих участие речевого действия и речевой операции в процессах продуцирования и восприятия речи.

Ассоциативная лексикография

Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

В рамках направления предполагается осуществление следующих проектов. Подготовка программ и курсов для факультета повышения квалификации, научное консультирование преподавателей, аспирантов по актуальным вопросам психолингвистики и психологии межкультурной коммуникации.

 

Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

    1. Создание страницы на сайте МГЛУ.

    2. Проведение международной школы-семинара по психолингвистике в рамках ежегодно проводимых с 2004 г. Березинских чтений. По итогам работы чтений ежегодно выпуск сборника объемом не менее 15 п. л., включенный в РИНЦ.

    3. Издание сетевого журнала «Этнопсихолингвистика», зарегистрированного ИНИОН РАН в 2017 г. (РИНЦ). Официальный сайт журнала http://epl-inion.org/index.php. Первый номер вышел в октябре 2018 г. и официально зарегистрирован как сетевое СМИ, внесен в реестр Роскомнадзора и размещен на сайте.

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

2019 г.

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка и публикация коллективной монографии «Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики». Под общей редакцией В.А. Пищальниковой

Июнь 2019 г.

Пищальникова В.А.

Карданова-Бирюкова К.С.

Панарина Н.С.

Степыкин Н.И.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

2.

Статья (ВАК) «Тенденции экспериментального исследования значения в психолингвистике»

Февраль 2019 г.

 

 

3.

Статья (ВАК) «Методы экспериментального исследования базовых ценностей»

Февраль 2019 г.

Хлопова А.И.

 

4.

Статья (ВАК) «Действие и операция как интерпретирующие понятия речевой деятельности»

Февраль 2019 г.

Панарина Н.С.

 

5.

Статья (ВАК) «Проблема классификации ассоциатов»

Февраль 2019 г.

Степыкин Н.С.

 

6.

Статья (Скопус) «Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики»

Февраль 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

1.2Ассоциативная лексикография

 

1.

Разработка словника для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря

Март 2019 г.

Пищальникова В.А.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

2.

Разработка словника для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

Март 2019 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

3.

Проведение пилотного и основного эксперимента с целью сбора материалов для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря

В течение

2019 г.

Пищальникова В.А.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

4.

Проведение пилотного и основного эксперимента с целью сбора материалов для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

В течение

2019 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

1.3.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Разработка программы исследования по теме «Проявление эгоцентризма как свойства и состояния личности в условиях разных типов культур».

Март 2019 г.

Пашукова Т.И.

 

2.

Разработка программы исследования по теме «Этнопсихолингвистические аспекты межэтнического и внутриэтнического общения»

Март 2019 г.

Пашукова Т.И.

Соколова А.С.

Пищальникова В.А.

 

3.

Статья (ВАК) «Перевод как психолингвистическая проблема»

Февраль 2019 г.

Фролов В.И.

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Статья (ВАК) «Характер представления террористического акта как события в русских и англоязычных СМИ»

Март 2019 г.

 

 

2.

Разработка программы исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

Сентябрь 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Создание страницы на сайте МГЛУ

Декабрь 2019 г.

 

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2019 г.

Пищальникова В.А.

Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск №2 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

2020 г.

 

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка цикла статей по проблеме психолингвистической концепции культурного знака.

В течение 2020 г.

Панарина Н.С.

Шевченко С.Н.

 

2.

Подготовка цикла статей по проблеме выявления закономерностей динамики психологического значения слов.

В течение 2020 г.

Хлопова А.И.

 

3.

Подготовка цикла статей по проблеме моделирования ассоциативных полей.

В течение 2020 г.

Степыкин Н.И.

 

4.

Подготовка и издание монографии «История и теория психолингвистики».

В течение 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

1.2Ассоциативная лексикография

 

1.

Проведение ассоциативного эксперимента и обработка данных для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря.

В течение 2020 г.

Хлопова А.И.

Панарина Н.С.

 

2.

Проведение ассоциативного эксперимента и обработка данных для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

В течение 2020 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

1.4.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Разработка принципов и методов корректирования стереотипов социального восприятия.

В течение 2020 г.

Кафедра психологии и педагогической антропологии

 

2.

Разработка программы «Образ России в современных Западных СМИ»

В течение 2020 г.

Кафедра кафедры психологии и педагогической антропологии

 

3.

Исследование по теме «Проявление эгоцентризма как свойства и состояния личности в условиях разных типов культур».

В течение 2020 г.

Пашукова Т.И.

 

4.

Исследование по теме «Этнопсихолингвистические аспекты межэтнического и внутриэтнического общения»

В течение 2020 г.

Пашукова Т.И.

Соколова А.С.

 

5.

Подготовка программ для факультета повышения квалификации, научное консультирование преподавателей, аспирантов по актуальным вопросам психолингвистики и психологии межкультурной коммуникации.

В течение 2020 г.

Члены лаборатории

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Систематизация языкового материала по теме исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

Сентябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

2.

Создание плана исследования темы «Вербальная диагностика напряженности между социальными группами».

Октябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Поддержка контента страницы сайта.

В течение года

 

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2020 г.

Пищальникова В.А., Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск № 3 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

2021 г.

 

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка цикла статей по проблеме психолингвистической концепции культурного знака.

В течение 2021 г.

Панарина Н.С. Шевченко С.Н.

 

2.

Подготовка цикла статей по проблеме выявления закономерностей динамики психологического значения слов.

В течение 2021 г.

Хлопова А.И.

 

3.

Подготовка цикла статей по проблеме моделирования ассоциативных полей.

В течение 2021 г.

Степыкин Н.И.

 

4.

Подготовка и издание монографии «История и теория психолингвистики».

В течение 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

5.

Цикл статей по теме «Современная зарубежная психолингвистика».

В течение 2021 г.

 

1.3.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Подготовка хрестоматии «Современная зарубежная психолингвистика».

В течение 2021 г.

Коллектив лаборатории

 

2.

Подготовка и издание пособия по межкультурной коммуникации.

В течение 2021 г.

Коллектив лаборатории

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Цикл статей по теме исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

В течение 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Поддержка контента страницы сайта.

В течение 2021 г.

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2021 г.

Пищальникова В.А.

Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск № 4 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

Заведующий лабораторией психолингвистики доктор филологических наук, профессор В.А. Пищальникова

Заведующий кафедрой общего и сравнительного языкознания доктор филологических наук, доцент Е.Ф. Косиченко

25 января 2019 г.

Отчет

о работе Лаборатории психолингвистики при кафедре общего и сравнительного языкознания за 2018/2019 уч. год

 

Состав Лаборатории:

ФИО сотрудников

Должность

1.

доктор филологических наук, профессор

В.А. Пищальникова

заведующий лабораторией

2.

кандидат филологических наук

З.Г. Адамова

ведущий научный сотрудник

3.

кандидат филологических наук

Н.С. Панарина

ведущий научный сотрудник

4.

кандидат психологических наук

Е. А. Троицкая

ведущий научный сотрудник

5.

кандидат филологических наук

В.И. Фролов

доцент

6.

кандидат филологических наук

А.И. Хлопова

старший преподаватель

 

I. Публикации

1.1. Коллективные монографии

  1.  Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики. – М.: Р-Валент, 2019. – 200 с. Коллективная монография / под общей ред. В.А. Пищальниковой.
  2. Панарина Н.С. Анализ речевого действия на основе данных ассоциативного эксперимента (на примере исследования механизма реализации прецедентности) // – М.: Р-Валент, 2019. С.68-104.

  3. Пищальникова В.А. Ассоциативный эксперимент как метод диагностирования динамических процессов в лексической семантике // Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе. Коллективная монография. – М.: Флинта, 2018. – 304с. С.253-270.

  4. Хлопова А.И. Сравнительный анализ психологически актуального значения лексемы «деятельность» в русском и немецком языках (на основе данных ассоциативных словарей) // Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе: коллективная монография / под общ. ред. О.А. Сулеймановой. – М.: ФЛИНТА, 2018. – 304 с.

     

     

1.2. Статьи ВАК

  1.  Панарина Н.С. Гештальтность восприятия как существенный параметр механизма вербальной репрезентации прецедентности // Вестник Моск.гос. лингвист. ун-та. Вып. 9 (801). Гуманитарные науки. – Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – С.  194–206.
  2. Панарина Н.С. Понятие прецедентности в работах В. С. Страховой // Вестник МГЛУ Вып. 14 (809). Гуманитарные науки. – Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – С.  81–92.

  3. Пищальникова В.А. Н.И. Жинкин и корпореальная семантика (к 125-летию со дня рождения ученого). ВАК        // Русский язык в школе. – 2018. – №8. – С.78-83. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-8-78-83.

  4. Пищальникова В.А. Репрезентация базовых ценностей в деревенской прозе (на материале произведений В. Астахова, В. Белова) // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 14 (809). С.268-281. (в соавторстве с Чэнь Ваньжоу).

  5. Пищальникова В.А. Теория эмоций как междисциплинарная концепция исследования речевой деятельности       //       Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки и археология. № 1 (134). 2019. С.143-148. (0,5 п.л.).

  6. Пищальникова В.А. Картина мира как междисциплинарное понятие и приемы ее моделирования // Вестник Воронежского ГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 1 / 2019. С.13-20.

  7. Пищальникова В.А. Понимание художественного текста как междисциплинарная проблема// Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. М., 2018 (801). С.275-292.

  8. Пищальникова В.А. Служить бы рад – прислуживаться тошно, или Динамика значения слова 殷勤的 / услужливый в китайской лингвокультуре // Известия ЮзГУ. Серия Лингвистика и педагогика. Курск, 2019. Т.9. № 1(30). – С.56-65. (В соавторстве с Яо Чжипэном).

  9. Пищальникова В.А. Некоторые тенденции развития современной зарубежной психолингвистики // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 14 (809). – С. 93-105.

  10. Пищальникова В.А. «Эффект бабочки»: трансформация знака в массмедиа как когнитивная проблема // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXV: Взгляд в будущее: новые перспективы когнитивных исследований языка: Материалы Круглого стола. Московский государственный лингвистический университет. 2 ноября 2018 г.  / гл. ред. О.К. Ирисханова. – Тамбов: издательский дом «Державинский», 2018. – С.148-154.

  11. Пищальникова В.А. Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде        // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. Вып.13 (807). – М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – С.192 – 202.

  12. Хлопова А.И. Ассоциативный эксперимент как метод установления изменения коннотации базовой ценности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9. № 1 (30). С. 80-85.

    1.  

    В печати

     1.      Марченко О. П., Троицкая Е. А. Связь эмпатии студентов с их эмоциональным откликом на фотоизображения // Материалы Международной научно-практической конференции «Диалог культур и цивилизаций», МГЛУ;

  1. Панарина Н.С. Возможность применения психолингвистических методов к анализу динамики // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. – Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ.
  2. Панарина Н.С. Современная теория прецедентности как среда неразличения парадигм // Вестник Юго-Западного государственного университета.
  3. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как методологическая проблема психолингвистики // Вестник университета Дружбы народов. Серия Лингвистика.
  4. Пищальникова В.А. Amabilis insania, или Трансформация знакообразования в масс-медиа // Вестник высшей школы экономики.
  5. Пищальникова В.А., Хлопова А.И. Экспериментальные методики верификации данных ассоциативного поля // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. – Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ.
  6. Фролов В.И. Эквивалентность как психологическое качество перевода // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. – Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ.
  7. Хлопова А.И. Отражение политических событий в свободном ассоциативном эксперименте.
  8. Хлопова А.И. Психолингвистические методы установления базовой ценности Arbeit / работа в австрийской лингвокультуре.
  9. Хлопова А.И. Верификация стереотипного содержания базовой ценности Arbeit (работа) в немецкой лингвокультуре посредством ассоциативного эксперимента.

1.3. Статьи Web of Science

Хлопова А. И. Изменения в лексическом значении слова дело (по данным ассоциативного эксперимента) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. – 2018. – Т. 17, № 2. – С. 82–89. – DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.2.9

1.4. Статьи РИНЦ

 Пищальникова В.А. Медиатекст как компонент дискурса: сущность и функционирование // Современный дискурс-анализ. №3 (20). Т.1. Белгород, Бел НИУ. – С. 185-189.

Пищальникова В.А. Формирование новых когнитивных структур в массмедиа // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков. Сб. научных статей. СПб.: Изд-во СПб. Гос. экономического ун-та, 2018. С.71-77.

Пищальникова В.А. Актуальные проблемы этнопсихолингвистики // Этнопсихолингвистика. №1. М., ИНИОН РАН 2018. – С 9-26.

Троицкая Е. А. Проблемы подготовки студентов-психологов к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе // Наследие Н.К. Крупской и современность: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской, 26-27 февраля 2019 года, г. Москва, МГОУ / под ред. Е.И. Артамоновой. – М.: МАНПО, 2019. – С. 310–314.

Хлопова А.И. Изменение содержания базовой ценности «Работа» в российском обществе // Наука, культура, техника: креативный потенциал России» Четвертые Арефьевские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательство МЭИ, 2018. – С. 285-290.

Хлопова А.И. Ассоциативный эксперимент как средство диагностики учебной мотивации // Актуальные проблемы формирования у обучающихся иноязычных компетенций в разных условиях: коллективная монография по материалам международного симпозиума «Лемпертовские чтения – XXI» (16-17.05.19) – Пятигорск: Изд-во ПГУ, 2019. – С. 193-200.

Хлопова А.И. Сравнительная характеристика динамики лексемы «работать» в немецком и русском языках, Материалы II Международной научно-практической конференции «Язык.  Культура.  Перевод.  Коммуникация»: сборник научных трудов. Выпуск 2. – М.: «КДУ», «Университетская книга»», 2018 – С. 398-403

Хлопова А.И. Ассоциативный эксперимент как метод установления базовой ценности // Филологические чтения: материалы конференции. Ярославль: ЯрГУ, 2018. – С. 131-135

Хлопова А.И. Ассоциативный эксперимент как метод выявления отношения обучающихся к иностранному языку на начальном этапе // Учитель. Ученик. Учебник: сборник научных трудов / под ред. Г.Г. Молчановой. – М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. – С. 255-257

Хлопова А.И. Лонгитюдный ассоциативный эксперимент как метод установления динамики базовой ценности // Этнопсихолингвистика. Научный журнал. № 1 2018, С. 141-150

Хлопова А.И. Сравнительная характеристика немецких и русских базовых ценностей // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Института иностранных языков, Москва, 22-24 ноября 2018 г. Часть 1 / Под ред. Е.А. Никулиной, Е.Е. Беляевой. – М: МПГУ, 2018. – С. 469-476

Хлопова А.И. Влияние СМИ на становление базовой ценности работа // Современный дискурс-анализ. Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Материалы Международной научно-практической конференции - №3(20). – Т.2. – Белгород: Политерра, 2018

Хлопова А.И. Динамика содержания базовой ценности Arbeit / работа за последние 5 лет // Германистика: nove et nova Материалы Второй международной научно-практической конференции. 2019. С. 380-385.

Хлопова А.И. Сравнительный анализ динамики значения лексем творение/ Schaffen // Теория и практика языковой коммуникации Материалы X Международной научно-методической конференции. Под редакцией Т.М. Рогожниковой. 2018. С. 298-306.

Хлопова А.И. Ассоциативный эксперимент как метод установления изменения значения слова (на примере немецкой лексемы “Tätigkeit”// В сборнике: Коммуникация в современном поликультурном мире: культура, образование, политика Ежегодный сборник научных трудов. Ответственные редакторы Т.А. Барановская, Е.Н. Соловова. Москва, 2018. С. 63-67.

 

В печати

 Адамова З.Г. К проблеме переосмысления ценностей как этнических основ образования //Языковое бытие человека и этноса. 

  1. 1.5. Другие статьи

     Хлопова А.И. Сопоставление психологически актуальных значений слова  «Профессия» в немецком и русском языках  (на основе данных ассоциативных словарей) // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики : материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф., Брест, 02 марта 2018 г. /  Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина; редкол. : Е. Г. Сальникова [и др.]. – Брест : Альтернатива, 2018. – С. 48-53.

  1. Khlopova A. Verbale Diagnostik der Dynamik von Basiswerten // III. internationale Konferenz Von der Theorie zur Praxis in der Fachsprache. Association of LSP Teachers at Higher Education Institutions. – Zagreb: MMV-94 d.o.o., 2018. – S. 85–96.

     

1.6. Учебники и учебные пособия

 Пищальникова В.А. Общее языкознание. Ч. 1. Учебник для высших учебных заведений. Изд. 2, испр. и доп.  М.: Р-Валент, 2019.  – 480 с. В соавторстве с А.Г. Сониным.

Пищальникова В.А. Общее языкознание. Ч. 2. Практикум для студентов высших учебных заведений. Учебник для высших учебных заведений. М.: Р-Валент, 2019.  – 296 с. В соавторстве с А.Г. Сониным.

В печати

Пищальникова В.А., Хлопова А.И. Этнопсихолингвистика. Часть 1. Этническая идентичность. (МГЛУ: Рема). .

1.7. Научные рефераты

Пищальникова В.А. Реферат книги: Бутакова Л.О, Гуц Е.Н., Козловская Е.А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. – Омск: Издательский дом «Наука», 2018. – 446 с. // РЖ ИНИОН РАН «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Серия 6. № 1. 2019. С.41-50.

  1. Пищальникова В.А. Реферат книги: Кислякова Е.Ю. Коммуникативная категория инакости. Монография. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2018. – 250 с. //РЖ ИНИОН РАН «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Серия 6. № 1. 2019. С.107-113.

     II. Проведение эмпирических исследований

2.1. В рамках проектов «Якутско-русский ассоциативный словарь базовых ценностей» и «Вербальная диагностика межэтнической напряженности»

Заключены соглашения о сотрудничестве в сфере науки между МГЛУ и: 

1.     Северо-Восточным Федеральным университетом (СВФУ), в том числе с Межкафедральной социологической лабораторией Финансово-
экономического института и кафедрой якутского языка (г. Якутск).

2.     Техническим институтом (филиалом СВФУ, г. Нерюнгри).

3.     Чурапчинским Государственным Институтом физкультуры и спорта (ЧГИФКИС, с. Чурапча, Якутия).

  1. Институтом развития образования и повышения квалификации (ИРОПК, г. Якутск);

Собрано анкет:

  • на русском языке – 192 (Адамова З.Г.) + 50 (Панарина Н.С.) + 210 (Троицкая Е.А.) + 300 (Хлопова А.И.) = 552;
  • на якутском языке – 348 (Адамова З.Г.).

Обработано:

  • 460 анкет для Ассоциативного словаря базовых ценностей (19 стимулов: семья, дружба, милосердие, гармония, порядочность, доверие, вера, вежливость, образование, успех, мир, свобода, слава, саморазвитие, честность, комфорт, терпимость, работа, интеллект), в том числе из г. Курск, г. Якутск, г. Нерюнгри, г. Старый Оскол;

     

    2.2. Готовятся к заключению соглашения о сотрудничестве между лабораторией и ун-том Инсубрия (Италия, г. Комо).

     III. Участие в научных конференциях и семинарах

    3.1. Международные конференции

    1.  Адамова З.Г. XVI Международные Березинские чтения. 24-25 мая 2019. М., МГЛУ. Доклад «К проблеме переосмысления ценностей как этических основ образования».
  1. Панарина Н.С. IV Международная научно-практическая конференция «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире», 25-26 октября 2018, г. Минск. Белорусский государственный университет. Доклад «К вопросу о нарушении гештальтности восприятия социально значимого события».

  2. Панарина Н.С. Международная научная конференция «Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований» 18-19 апреля 2019, г. Курск. Доклад «Современная теория прецедентности как среда неразличения парадигм».

  3. Панарина Н.С. XVI Международные Березинские чтения. 24-25 мая 2019. М., МГЛУ. Доклад «Психолингвистические теории второго порядка. Проблемы построения и методологический потенциал».

  4. Пищальникова В.А. Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования, г. Белгород, 3-4 октября 2018 г. НИУ Белгородский университет». Университет Белграда (Сербия). Факультет политических наук, центр русских исследований. Институт политических исследований (Белград, Сербия). Университет Бергамо (Италия). Доклад «Медиатекст как компонент дискурса СМИ: сущность и функционирование».

  5. Пищальникова В.А. Международный симпозиум «Языки, культуры, модальности: новые перспективы когнитивных исследований». М., МГЛУ. 2-3 ноября 2018 г. Доклад «Эффект бабочки»: трансформация знака в массмедиа как когнитивная проблема».

  6. Пищальникова В.А. Международная конференция «Методология современных семантических исследования в развитии и перспективе» в рамках V Селиверстовских чтений, 17-18 октября 2018, Институт языкознания РАН. Доклад «Ассоциативный эксперимент как метод диагностирования динамических процессов в лексической семантике».

  7. Пищальникова В.А. Международная научно-практическая конференция «Языковая картина мира в зеркале перевода», 12-15 декабря 2018 года. Воронеж. Доклад «Картина мира: сущность и моделирование».

  8. Пищальникова В.А. Международная научная конференция «Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований» 18-19 апреля 2019, г. Курск. Доклад «Картина мира как междисциплинарное понятие и приемы ее моделирования».

  9. Пищальникова В.А. Международная научная конференция «Русский язык как основа бытия России (от петровско-пушкинской эпохи и далее), 25-26 апреля 2019 г. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Доклад «Трансформация знака и значения в масс-медиа».

  10. Пищальникова В.А. XVI Международные Березинские чтения. 24-25 мая 2019. М., МГЛУ. Доклад «Прецедентное имя как маркер базовой ценности».

  11. Пищальникова В.А. XIX Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: вызовы современности». Москва, 6-8 июня 2019 г. Доклад «Языковое пространство интернета и деструкция познавательных моделей».

  12.  Троицкая Е.А. Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и цивилизаций», Москва, МГЛУ, 15-16 марта 2019. Доклад «Связь эмпатии студентов с их эмоциональным откликом на фотоизображения». Была модератором секции № 7 «Психолого-педагогические проблемы современного общего и профессионального образования в разнообразных форматах международного взаимодействия».

  13. Фролов В.И. XVI Международные Березинские чтения. 24-25 мая 2019. М., МГЛУ. Доклад «Анализ понятия переводческой эквивалентности с позиций теории речевой деятельности».

  14. Хлопова А.И. Международная научно-практическая конференция «Дискурс современных масс-медиа», 5-6 октября 2018, г. Белгород. Белгородский государственный университет. Доклад на тему «Влияние СМИ на становление базовой ценности РАБОТА».

  15. Хлопова А.И. Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам, 12-13 октября 2018, г. Брянск. Брянский инженерно-технологический университет. Доклад «Ассоциативный эксперимент как способ верификации стереотипного содержания базовой ценности».

  16. Хлопова А.И. Международная конференция «Методология современных семантических исследования в развитии и перспективе» в рамках V Селиверстовских чтений, 17-18 октября 2018, Институт языкознания РАН. Доклад на тему «Сравнительный анализ психологически актуального значения лексемы «деятельность» в русском и немецком языках (на основе данных ассоциативных словарей)».

  17. Хлопова А.И. IX Международная научно-практическая конференция «УЧИТЕЛЬ. УЧЕБНИК. УЧЕНИК», 18-19 ноября 2018, МГУ. Доклад «Ассоциативный эксперимент как метод выявления отношения обучающихся к иностранному языку на начальном этапе».

  18. Хлопова А.И. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы лингвистики и инновации», посвященной 70-летию Института иностранных языков МПГУ, 22-24 ноября 2018, М., МПГУ. Доклад «Сравнительная характеристика немецких и русских базовых ценностей»

  19. Хлопова А.И. XVI Съезд Российского союза германистов, 29 ноября -01 декабря 2018, МПГУ. Доклад «Экспериментальное исследования динамики базовой ценности».

  20. Хлопова А.И. IV Международная научно-практическая конференция «Стратегии межкультурной коммуникации в современном мире: язык, образование, культура», 6-7 декабря 2018. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Доклад «Психологически актуальное содержание базовой ценности Arbeit в языковом сознании немцев и австрийцев».

  21. Хлопова А.И. IV. International Konferenz von der Theorie zur Praxis in der Fachsprache, 21-23 февраля 2019, г. Загреб. Доклад «Freies Assoziieren als Methode der Verifizierung eines Stereotyps».

  22. Хлопова А.И. Германистика: Nove et Nova 2019, 10-12 апреля 2019, МГЛУ. Доклад «Динамика содержания базовой ценности Arbeit за последние пять лет».

  23. Хлопова А.И. Международная научная конференция «Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований», 18-19 апреля 2019, г. Курск. Доклад «Ассоциативный эксперимент как метод установления содержания концепта в исследовании картины мира».

  24. Хлопова А.И. Лемпертовские чтения, 18-19 мая 2019, г. Пятигорск. Пятигорский государственный университет. Доклад «Ассоциативный эксперимент как средство диагностики учебной мотивации».

    1. Хлопова А.И. XVI Международные Березинские чтения. 24-25 мая 2019. М., МГЛУ. Доклад «Экспериментальные методики верификации состава ассоциативного поля».
    2.  

    3.2. Межвузовские конференции

     

  25. Панарина Н.С. Круглый стол памяти проф. В.С. Страховой. 18 сентября 2018. М., МГЛУ. Доклад «Понятие прецедентности в работах В.С. Страховой».

  26. Пищальникова В.А. Круглый стол памяти проф. В.С. Страховой. 18 сентября 2018. М., МГЛУ.

  27. Пищальникова В.А. Межвузовская конференция «Полифония-9». М., МГУ. 05.12.2018 . Доклад «Что не сломано, не чини, или Хронический инноватит в современном российском образовании».

  28. Пищальникова В.А. Межвузовская конференция «Современные теории и методы обучения иностранным языкам в вузе». 22 мая 2019 г. Академия ФСБ. Доклад «Русские сегодня: аспект лингвистической безопасности».

  29. Троицкая Е.А. Всероссийская научно-практическая конференция «Наследие Н.К. Крупской и современность», Москва, МГОУ, 26-27 февраля 2019. Доклад «Проблемы подготовки студентов-психологов к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения в вузе».

  30. Хлопова А.И. Круглый стол памяти проф. В.С. Страховой. Доклад на тему «ARBEIT / РАБОТА в языковой картине мира швейцарцев и австрийцев». (МГЛУ)

IV. Прохождение программ повышения квалификации

  1. Адамова З.Г. 24-25 мая 2019 г. МГЛУ. «Методологические и прагматические аспекты исследования современной вербальной коммуникации». Уд. 26-1086 от 25.05. 2019 г.
  2. Панарина Н.С. 29.03–26.04 2018 г. МГЛУ. «Информационные технологии в образовательной деятельности». Уд. 21/01-149 от 17.07.2018 г.

  3. Панарина Н.С. 24-25 мая 2019 г. МГЛУ. «Современные возможности лингвистической экспертизы». Уд. 26-1079 от 25.05. 2019 г.

  4. Пищальникова В.А. 29.03 – 30.03.2018 г. «Германистика 2018: nove et nova». Уд. 26-598 от 30.03. 2019 г.

  5. Пищальникова В.А. 29.03–26.04.2018 г. МГЛУ. «Информационные технологии в образовательной деятельности». Уд. 26-1437 от 26.04. 2018.

  6. Пищальникова В.А. 17-18.10.2018 г., ИЯ РАН (36 ак.ч.). Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе.

  7. Пищальникова В.А. 24-25 мая 2019 г. МГЛУ. «Современные возможности лингвистической экспертизы». Уд. 26-1080 от 25.05. 2019 г.

  8. Троицкая Е.А. Программа повышения квалификации «Диалог культур и цивилизаций», 15-16 марта 2019 г. (24 часа), ФГБОУ ВО МГЛУ.

  9. Фролов В.И. 24-25 мая 2019 г. МГЛУ. «Современные возможности лингвистической экспертизы». Уд. 26-1080 от 25.05. 2019 г. [V1] 

  10. Хлопова А.И. 17-18.10.2018 г., ИЯ РАН (36 ак.ч.). Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе.

  11. Хлопова А.И. 24-25 мая 2019 г. МГЛУ. «Современные возможности лингвистической экспертизы». Уд. 26-1074 от 25.05. 2019 г.

V. Научно-педагогическая деятельность:

5.1. Отзывы на АКД

  •  Пищальникова В.А. – 6.
  • Панарина Н.С. – 5.

 5.2. Оппонирование диссертаций

  1. Янь Кай. Анализ лексических средств выражения эмоций в современном русском языке и в художественных текстах И.А. Бунина (радость, удивление, страх). КД. М., МГУ. 25 сентября 2018 (официальный оппонент – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова)
  2. Кислякова Е.Ю. Коммуникативная категория инакости. ДД. Москва, МГОУ, 7 декабря 2019 (официальный оппонент – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова);
  3. Горохова Д.В. Динамика содержания и номенклатуры прецедентных имен в языковом сознании носителей русской лингвокультуры. КД. М., МГПУ, 17 апреля 2019, (официальный оппонент – к.ф.н. Н.С. Панарина). 

5.3. Подготовлено диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук (в рамках тематики лаборатории):

1. Яо Чжипэн «Содержательная специфика этического понятия «вежливость» / «礼貌» в русском и китайском языках» (научный руководитель — д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова);

2. Пэй Цайся «Антиценность “коррупция” / “腐败” как фрагмент языковой картины мира русских и китайцев» (научный руководитель – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).

 5.4. Осуществляется руководство аспирантами (в рамках тематики лаборатории):

1.     Мягкова В.А. «Культурно специфический компонент значения языковых единиц и его роль в структурировании доминантного смысла текста перевода» (научный руководитель – к.ф.н. Н.С. Панарина).

2.     Чэнь Ваньжоу «Вербальное представление базовых этнических ценностей (на материале деревенской прозы В.Г Распутина)» (научный руководитель – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).

 5.5. Подготовлено выпускных квалификационных работ:

  1. Абясова Д. Учебный плакат как видеовербальный текст (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);
  2. Агабабов П. Плакат ГДР как видеовербальный текст (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);
  3. Клочкова М. Журнал Ver Sacrum как видеовербальный текст (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);
  4. Кузнецова И. Взаимосвязь оценивания архитектурной среды и субъективного благополучия личности (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая);
  5. Москвитина К. Коммикс-открытка как видеовербальный текст (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);
  6. Суворова А. Особенности творческих способностей у студентов, изучающих иностранные языки (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая);
  7. Смотраева Е. Особенности эмпатии и субъектной позиции школьников, взаимодействующих с домашними животными (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  8. Такташева Д. Баннер как видеовербальный текст (научный руководитель –к.ф.н. А.И. Хлопова);
  9. Федорова А.С. Психолингвистический анализ способов выражения юмора в репортаже (на примере русского, немецкого и английского языков), (научный руководитель – к.ф.н. Н.С. Панарина);
  10. Шальнева Е. Оценка образовательной среды школьниками с разными гендерными характеристиками и особенностями эмпатии (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая).

5.5.1. Планируется руководство ВКР на 2019/2020 уч.г.:

  1. 1. Агафонова А. Специфика гастрономического мема (научный руководитель — к.ф.н. А.И. Хлопова);
  2. Борисова М.С. Психолингвистические способы воздействия на интерпретацию толерантности как качества политика (на материале немецких СМИ) (научный руководитель – к.ф.н. Н.С. Панарина),

  3. Иванова В.С. Влияние модификации прецедентного высказывания на характер формирования интегративного смысла контекста (научный руководитель – к.ф.н. Н.С. Панарина).

  4. Калаева С. «Личностные особенности студентов, ведущих блог» (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая);

  5. Кисиленко М. «Особенности оптимизма и эмпатии у интернет-пользователей» (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая);

  6. Кравцова М. Игра слов в креолизованном тексте (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);

  7. Лукьяшко Т. Взаимосвязь самоотношения и вовлеченности в селфи-культуру в юношеском возрасте» (научный руководитель – к.п.н. Е.А. Троицкая);

  8. Макбар А. Женский плакат как видеовербальный текст (научный руководитель – к.ф.н. А.И. Хлопова);

  9. Макки Альберто. Магистерская диссертация «Специфика содержания базовых концептов «семья» и «брак» в картине мира русских и итальянцев» (научный руководитель – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).

  10. Пономарева А.А. Сопоставительный анализ содержания концепта «ИСТИНА» в русском, английском и испанском языках (научный руководитель – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова),

  11. Рунова Е.С. Динамика базовой ценности «Familie» с немецко-говорящей среде (научный руководитель – к.ф.н. Н.С. Панарина).

  12. Савина Е.Н Изменение характера детских ошибок: причины и последствия (научный руководитель – д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).

  13. Чугунова А.С. Специфика восприятия психосемантического содержания речей защиты в суде присяжных заседателей (научный руководитель — к.ф.н. Н.С. Панарина).

5.6. Подготовлены курсовые работы

  • Агафонова А. Специфика гастрономического мема (научный руководитель — к.ф.н. А.И. Хлопова);
  • Антипова А. Особенности субъективного благополучия у школьников с разным уровнем перфекционизма (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Антонова Е. Понимание личности в позитивной психологии (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Борисова М.С. Психолингвистические способы воздействия на интерпретацию толерантности как качества политика (на материале немецких СМИ) (научный руководитель — к.ф.н. Н.С. Панарина),
  • Гребёнкина А. Особенности творческих способностей у школьников подросткового возраста (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Григорьева Д.А. Способы идентификации иноязычного слова формирующимся билингвом (научный руководитель — д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).
  • Калаева С. «Личностные особенности студентов, ведущих блог» (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Кисиленко М. «Особенности оптимизма и эмпатии у интернет-пользователей» (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Кравцова М. Игра слов в креолизованном тексте (научный руководитель — к.ф.н. А.И. Хлопова);
  • Лукьяшко Т. Взаимосвязь самоотношения и вовлеченности в селфи-культуру в юношеском возрасте» (научный руководитель — к.п.н. Е.А. Троицкая);
  • Иванова В.С. Влияние модификации прецедентного высказывания на характер формирования интегративного смысла контекста (научный руководитель — к.ф.н. Н.С. Панарина).
  • Макбар А. Женский плакат как видеовербальный текст (научный руководитель — к.ф.н. А.И. Хлопова);
  • Пономарева А.А. Сопоставительный анализ содержания концепта «ИСТИНА» в русском, английском и испанском языках (научный руководитель — д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).
  • Рунова Е.С. «Динамика базовой ценности «Familie» с немецко-говорящей среде» (научный руководитель — к.ф.н. Н.С. Панарина).
  • Савина Е.Н. Изменение характера детских ошибок: причины и последствия (научный руководитель — д.ф.н., профессор В.А. Пищальникова).
  • Чугунова А.С. Специфика восприятия психосемантического содержания речей защиты в суде присяжных заседателей (научный руководитель — к.ф.н. Н.С. Панарина).

5.6.1. Планируется руководство курсовыми работами в 2019/2020 уч.г.:

Боярская Е. (ФНЯ, гр. 0-17-5);

    • Горшкова Д. (ФФЯ, гр. 0-17-5);

    • Григорьева Е. (ФНЯ);

    • Гуджеджиани Т. (ФНЯ, гр. 0-17-5);

    • Ермакова А. (ФНЯ 2ВПО);

    • Маркова Ю. (ФНЯ, гр. 0-17-5);

    • Орехов И. (ФФЯ, гр. 0-17-4);

    • Панкова Т. (ФНЯ, гр. 0-17-5);

    • Попова М. (ФНЯ, гр. 0-17-5 );

    • Поройкова А. (ПФ, гр. 1-18-42);

    • Романова А. (ФФЯ, гр. 0-17-3);

    • Фролова А. (ФНЯ, гр. 0-17-5) и др.

       

      5.7. Подготовлено студентов для выступления на международных конференциях (в рамках тематики лаборатории)

       

      Пищальникова В.А.

1.     Афанасик Д.А. Сопоставительный анализ содержания концептов «брак / matrimonio»: экспериментальное исследование.

2.     Корнеева Е.А. Вербальное представление стратегии самопрезентации британских и американских политиков в ходе публичных выступлений

  1. Бочков Н.И. Сравнительная характеристика содержания концептов HAPPINESS/СЧАСТЬЕ/GELUK в английской, русской и нидерландской лингвокультурах.

Троицкая Е.А.

  1. Шальнева Е. выступила с докладом на пленарном заседании конференции СНО МГЛУ «Collegium Linguisticum – 2019» и подготовила научную статью по итогам конференции в сборник материалов (тема «Гендерные особенности эмпатии у студентов»).
  2. Работа со школьниками (Предуниверситарий МГЛУ):

Группа учащихся 10 класса (3 человека) стала лауреатом VII Научно-практической конференции проектных и исследовательских работ учащихся по психологии «Психология глазами современного человека» за работу по теме «Влияние дудлинга на особенности внимания у подростков» (2 марта 2019).

  • Группа учащихся 10 класса (2 человека) стала призером Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся в 2018/2019 учебном году за работу по теме «Особенности дружбы у подростков и юношей: представления друзей друг о друге» (24 марта 2019) – в исследовании применялся метод семантического дифференциала

  • Группа учащихся 10 класса (2 человека) стала призером Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся в 2018/2019 учебном году за работу по теме «Роль социальной рекламы в формировании отношения к курению у подростков» – в исследовании применялся метод семантического дифференциала.

  • Группа учащихся 10 класса (3 человека) стала призером Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся в 2018/2019 учебном году за работу по теме «Влияние дудлинга на особенности внимания у подростков» (24 марта 2019).

  • Группа учащихся 10 класса (2 человека) стала финалистом заключительного отборочного этапа научно-технологического конкурса «Большие вызовы» (16 мая 2019) за работу по теме «Особенности дружбы у подростков и юношей: представления друзей друг о друге» (в исследовании применялся метод семантического дифференциала). Все финалисты (400 человек со всей страны) в июле поедут на проектную смену в лагерь для одаренных детей «Сириус».

     

     


Система Orphus