Московский Иняз
имени Мориса Тореза
Московский государственный
лингвистический университет

Лаборатория психолингвистики

ПОЛОЖЕНИЕ

О Лаборатории психолингвистики при кафедре общего и сравнительного языкознания

  1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано на основании Устава ФГБОУ ВО МГЛУ и решения Ученого совета МГЛУ № 12 от 24.12.2018 г.

Лаборатория психолингвистики (далее Лаборатория) является научно-исследовательским подразделением МГЛУ, созданным для реализации научных исследований, внедрения в педагогическую практику высшей школы научно-академических и образовательных технологий и координации в области проводимых в университете исследований психологических и психолингвистических основ переводческой деятельности и межкультурной коммуникации, этнопсихологии межэтнического и внутриэтнического общения, вербальной диагностики социальной и межэтнической напряженности и иных междисциплинарных исследований продуцирования и восприятия речи.

  1. Лаборатория является структурным подразделением кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ и подчиняется заведующему кафедрой. Непосредственное руководство Лабораторией осуществляет заведующий Лабораторией, назначаемый приказом ректора по представлению заведующего кафедрой.

  2. В процессе своей деятельности Лаборатория в рамках установленных компетенций взаимодействует с другими научными и учебными подразделениями МГЛУ, а также в установленном порядке – со сторонними отечественными и зарубежными вузами, научными учреждениями и организациями.

  3. Организационная структура и состав Лаборатории определяются заведующим кафедрой и утверждается ректором МГЛУ.

  4. В своей деятельности Лаборатория руководствуется:

  • Уставом университета;

  • приказами и распоряжениями ректора;

  • локальными актами университета;

  • настоящим Положением.

  1. Начало и прекращение деятельности Лаборатории осуществляется решением ученого совета университета в установленном порядке.

  2. Лаборатория реализует свою деятельность как свободное объединение ученых университета (включая аспирантов и студентов).

  3. Деятельность Лаборатории может осуществляться во взаимодействии с научными и образовательными учреждениями, с организациями культуры. Совместная деятельность в этом случае строится на основе договоров о творческом сотрудничестве.

  4. Наименование Лаборатории на русском языке: Лаборатория психолингвистики.

  5. Наименование Лаборатории на английском языке: Laboratory of psycholinguistics.

  6. Имеющийся научный задел.

C 2002 года преподавателями кафедры общего и сравнительного языкознания, а также кафедры психологии и педагогической антропологии проводятся исследования в области фундаментальных и прикладных проблем психолингвистики, методов корректирования стереотипов социального восприятия и поведения, осуществляется социо- и психолингвистический мониторинг содержания базовых социокультурных ценностей и их динамики у студенческой молодежи.

По результатам работы защищены 6 кандидатских и 1 докторская диссертации; подготовлен ряд курсовых и дипломных работ по развитию психологических и психолингвистических методов исследования содержания базовых стереотипов, изучения эмоционально-оценочной лексики, развитию детской речи и др. Опубликованы монографии «Актуальные проблемы лингвистической безопасности», «Методология современных семантических исследований в развитии и перспективе», «История и теория психолингвистики», научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. Ежегодно с 2002 г. проводятся международные конференции по психолингвистике под общим названием «Языковое бытие человека и этноса» (Березинские чтения), ежегодно издается сборник с одноименным названием (РИНЦ). Издан 1 номер (октябрь 2018 г.) сетевого журнала «Этнопсихолингвистика», зарегистрированного ИНИОН РАН в 2017 г. (РИНЦ) как сетевое СМИ, внесен в реестр Роскомнадзора (главный редактор журнала В.А. Пищальникова, замредактора Л.Р. Комалова (ИНИОН РАН), члены редколлегии Н.Н. Германова, Е.Ф. Косиченко). Установлены регулярные научные контакты с рядом университетов и исследовательских центров России. Созданный научный задел позволяет сформировать в МГЛУ научную и научно-методическую базу для реализации психолингвистических исследований и подготовки научно-академических и педагогических кадров МГЛУ и других вузов. Подготовка специалистов может проводиться на хозрасчетной основе.

Создание Лаборатории отвечает стратегической цели МГЛУ, которая состоит в формировании благоприятной среды для развития инноваций через многообразие научных и образовательных подходов, культур и языков, институциональных и коммуникативных практик. Разработка методологии психолингвистического анализа языка позволит создать корпус современных языковых данных для теоретических и практических курсов по межкультурной коммуникации и переводоведению и в перспективе обеспечить эти курсы специальными лексикографическими источниками.

В теоретическом плане деятельность междисциплинарной Лаборатории позволит разработать фундаментальную методологическую основу исследования базисных духовно-нравственных ценностей и идеалов современной личности и факторов, определяющих социально-психологическую адаптацию человека к условиям современного социума.

В практическом плане результаты научных исследований Лаборатории могут использоваться в разработке и осуществлении социальных программ, в том числе региональных, связанных с вербальным диагностированием состояния внутриэтнической и межэтнической напряженности и напряженности в отношениях между разными социальными группами населения страны.

 

    1. Цель, основные задачи и деятельность Лаборатории

1. Цель работы Лаборатории – создание целенаправленной программы сопоставительных психо- и этнопсихолингвистических исследований, которая позволит обобщить накопленные факты языковых и межъязыковых сопоставлений и данные ассоциативных экспериментов на основе статистической обработки и более глубокой культурной интерпретации и тем самым способствовать решению междисциплинарных проблем лингвистики.

2. Задачи:

  • координация научной и учебно-методической работы МГЛУ в области этно- и психолингвистических исследований;

  • инициирование и реализация междисциплинарных исследовательских проектов по созданию вербального портрета личности в возрасте от 17 до 25 лет и разработка психолингвистической программы частичной социально-психологической и психолингвистической адаптации для этой возрастной группы к условиям жизни, в том числе опосредованной виртуальной реальностью и текстами или сообщениями Интернет-среды;

  • разработка и апробирование научных и образовательных технологий;

  • разработка программы оказания противодействия терроризму и экстремизму с целью создания методики вербального диагностирования сочувствия терроризму;

  • разработка вербальной диагностики инвективного слова;

  • разработка вербальной диагностика напряженности между социальными группами.

  • введение в научный оборот полученных результатов исследований;

  • подготовка публикаций по этно- и психолингвистической проблематике;

  • участие в разработке программ и учебных курсов по соответствующим дисциплинам;

  • участие и проведение мероприятий, относящихся к ведению Лаборатории (конференций, семинаров, спецкурсов);

  • развитие сотрудничества с региональными, общероссийскими и зарубежными научными центрами;

  • вовлечение молодых специалистов из МГЛУ и других вузов России и стран СНГ в работу Лаборатории;

  • оказание консультационных услуг исследователям российских и зарубежных вузов.

  • 2.3.  Основные виды деятельности:

  • Работа Лаборатории строится в соответствии с ежегодным планом и опирается на следующие виды деятельности:

  • научно-исследовательскую;

  • научно-организационную;

  • научно-практическую;

  • проектную;

  • редакционно-издательскую.

 

    1. Финансирование и хозяйственная деятельность Лаборатории

Финансирование Лаборатории осуществляется:

  • из внебюджетных средств университета;

  • из средств грантов, выделяемых ведомствами и фондами на социо- и этнопсихолингвистические исследования;

  • из целевого финансирования со стороны других заинтересованных организаций и фондов, спонсорских средств;

  • на договорной основе с юридическими и физическими лицами или в рамках творческого безвозмездного сотрудничества;

  • из внебюджетных средств, привлеченных Лабораторией в результате хозрасчетной деятельности.

Распоряжением ректора университета за Лабораторией закрепляются:

  • 1.5 ставки научных сотрудников, оплачиваемые из внебюджетных средств университета;

  • помещение;

  • аудиторная мебель;

  • оборудование (компьютер, монитор, мультифункциональное устройство,

  • подключение к Интернету и электронной почте.

    1. Структура Лаборатории

Структура Лаборатории устанавливается приказом ректора и настоящим Положением. Лаборатория может привлекать к работе специалистов кафедр университета, преподавателей, аспирантов, соискателей, магистрантов и иных специалистов, занимающихся проблемами психолингвистического исследования речевой деятельности.

 

    1. Обязанности и права сотрудников Лаборатории

 

    1. Обязанности заведующего Лабораторией

Заведующий Лабораторией подчиняется заведующему кафедрой общего и сравнительного языкознания и обязан:

  • планировать и организовывать научно-исследовательскую работу Лаборатории;

  • регулярно информировать заведующего кафедрой о ходе научной работы и иной деятельности, относящейся к компетенции Лаборатории;

  • разрабатывать документацию по научно-исследовательской деятельности;

  • вести деятельность по распространению и внедрению разработок Лаборатории, в том числе обеспечивать участие сотрудников Лаборатории в публикациях, научных конференциях и других научных мероприятиях МГЛУ и за его пределами;

  • контролировать своевременное и качественное выполнение текущих целей и задач, возлагаемых на Лабораторию руководством вуза, а также реализуемых в рамках исследовательских проектов.

 

    1. Права и обязанности научных сотрудников Лаборатории

 

5.2.1 Научные сотрудники Лаборатории имеют право:

  • участвовать в научно-исследовательской работе Лаборатории;

  • разрабатывать и вносить предложения по научной работе в пределах компетенции Лаборатории;

  • представлять Университет на научных и иных мероприятиях, входящих в компетенцию Лаборатории;

  • запрашивать и получать от структурных подразделений МГЛУ информацию для осуществления возложенных на Лабораторию задач;

  • вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию Лаборатории;

  • оформлять результаты НИР в виде учебно-методических пособий, сборников трудов, завершенных бакалаврских, магистерских, диссертационных исследований;

  • получать в установленном руководством вуза порядке техническую, материальную и социально-правовую поддержку научной деятельности в рамках Лаборатории.

 

5.2.2 В обязанности научных сотрудников Лаборатории входит:

  • соблюдение Устава Университета, локальных нормативных актов Университета и настоящего Положения;

  • планирование и проведение научно-исследовательских работ;

  • предоставление ежегодного отчета о результатах НИР;

  • проведение экспериментальных исследований;

  • публикация научных трудов;

  • выступление с научными докладами и презентациями на научных конференциях в России и за рубежом.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

научно-исследовательской работы лаборатории психолингвистики при кафедре общего и сравнительного языкознания ФБГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» (2019-2021 гг.)

    1. Основные направления работы лаборатории

    1. Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

В этом направлении предполагается разработка тем и программ, важных для развития методологии теории речевой деятельности и общения.

Разработка отсутствующих теорий «второго уровня», интерпретирующих участие речевого действия и речевой операции в процессах продуцирования и восприятия речи.

  • Разработка психолингвистической теории перевода.

  • Разработка психолингвистической концепции культурного знака.

  • Построение психолингвистической концепции диагностики и выявление закономерностей динамики психологического значения слов.

  • Изучение эмоционально-оценочных компонентов значения слова и развитие психологических методов его исследования.

  • Выявление и описание основных тенденций развития зарубежной психолингвистики.

  • Подготовка и издание коллективной монографии «Ассоциативный эксперимент и теория значения слова».

  • Издание монографии «История и теория психолингвистики».

  • Участие в научных конкурсах.

Ассоциативная лексикография

  • Подготовка материалов для сравнительно-сопоставительного семантико-ассоциативного словаря.

  • Подготовка материалов для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря.

  • Подготовка материалов для немецко-русского молодежного ассоциативного словаря.

  • Подготовка материалов для русско-якутского и якутско-русского молодежного ассоциативного словаря.

Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

В рамках направления предполагается осуществление следующих проектов. Подготовка программ и курсов для факультета повышения квалификации, научное консультирование преподавателей, аспирантов по актуальным вопросам психолингвистики и психологии межкультурной коммуникации.

  • Разработка методик преподавания родного и иностранного языков с учетом психолингвистических данных о специфике продуцирования и восприятия речи.

  • Психолингвистика и психология перевода.

  • Этнопсихолингвистические аспекты межэтнического и внутриэтнического общения.

  • Принципы и методы корректирования стереотипов социального восприятия.

  • Образ России в современных Западных СМИ.

  • Подготовка и издание пособий по межкультурной коммуникации.

 

Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

  • Социо- и психолингвистический мониторинг содержания базовых и социокультурных ценностей и их динамики у учащихся средних образовательных учреждений и студенческой молодежи (при условии получения госзаказа) (коллектив лаборатории; аспиранты; студенты магистратуры, выполняющие квалификационные работы; студенты-специалисты, выполняющие квалификационные работы).

  • В рамках разработки программ оказания противодействия терроризму и экстремизму исследовать характер представления террористического акта как события в русских и англоязычных СМИ с целью создания методики вербального диагностирования сочувствия терроризму.

  • Вербальная диагностика инвективного слова.

  • Вербальная диагностика напряженности между социальными группами.

    1. Создание страницы на сайте МГЛУ.

    2. Проведение международной школы-семинара по психолингвистике в рамках ежегодно проводимых с 2004 г. Березинских чтений. По итогам работы чтений ежегодно выпуск сборника объемом не менее 15 п. л., включенный в РИНЦ.

    3. Издание сетевого журнала «Этнопсихолингвистика», зарегистрированного ИНИОН РАН в 2017 г. (РИНЦ). Официальный сайт журнала http://epl-inion.org/index.php. Первый номер вышел в октябре 2018 г. и официально зарегистрирован как сетевое СМИ, внесен в реестр Роскомнадзора и размещен на сайте.

    1. Перспективный план на 2019 – 2021гг.

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

2019 г.

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка и публикация коллективной монографии «Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики». Под общей редакцией В.А. Пищальниковой

Июнь 2019 г.

Пищальникова В.А.

Карданова-Бирюкова К.С.

Панарина Н.С.

Степыкин Н.И.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

2.

Статья (ВАК) «Тенденции экспериментального исследования значения в психолингвистике»

Февраль 2019 г.

 

 

3.

Статья (ВАК) «Методы экспериментального исследования базовых ценностей»

Февраль 2019 г.

Хлопова А.И.

 

4.

Статья (ВАК) «Действие и операция как интерпретирующие понятия речевой деятельности»

Февраль 2019 г.

Панарина Н.С.

 

5.

Статья (ВАК) «Проблема классификации ассоциатов»

Февраль 2019 г.

Степыкин Н.С.

 

6.

Статья (Скопус) «Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики»

Февраль 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

1.2Ассоциативная лексикография

 

1.

Разработка словника для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря

Март 2019 г.

Пищальникова В.А.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

2.

Разработка словника для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

Март 2019 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

3.

Проведение пилотного и основного эксперимента с целью сбора материалов для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря

В течение

2019 г.

Пищальникова В.А.

Хлопова А.И.

Шевченко С.Н.

 

4.

Проведение пилотного и основного эксперимента с целью сбора материалов для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

В течение

2019 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

1.3.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Разработка программы исследования по теме «Проявление эгоцентризма как свойства и состояния личности в условиях разных типов культур».

Март 2019 г.

Пашукова Т.И.

 

2.

Разработка программы исследования по теме «Этнопсихолингвистические аспекты межэтнического и внутриэтнического общения»

Март 2019 г.

Пашукова Т.И.

Соколова А.С.

Пищальникова В.А.

 

3.

Статья (ВАК) «Перевод как психолингвистическая проблема»

Февраль 2019 г.

Фролов В.И.

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Статья (ВАК) «Характер представления террористического акта как события в русских и англоязычных СМИ»

Март 2019 г.

 

 

2.

Разработка программы исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

Сентябрь 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Создание страницы на сайте МГЛУ

Декабрь 2019 г.

 

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2019 г.

Пищальникова В.А.

Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск №2 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2019 г.

Пищальникова В.А.

 

2020 г.

 

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка цикла статей по проблеме психолингвистической концепции культурного знака.

В течение 2020 г.

Панарина Н.С.

Шевченко С.Н.

 

2.

Подготовка цикла статей по проблеме выявления закономерностей динамики психологического значения слов.

В течение 2020 г.

Хлопова А.И.

 

3.

Подготовка цикла статей по проблеме моделирования ассоциативных полей.

В течение 2020 г.

Степыкин Н.И.

 

4.

Подготовка и издание монографии «История и теория психолингвистики».

В течение 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

1.2Ассоциативная лексикография

 

1.

Проведение ассоциативного эксперимента и обработка данных для сравнительно-сопоставительного ассоциативного словаря.

В течение 2020 г.

Хлопова А.И.

Панарина Н.С.

 

2.

Проведение ассоциативного эксперимента и обработка данных для русско-китайского и китайско-русского ассоциативного словаря базовых ценностей.

В течение 2020 г.

Яо Чжипэн

Пэй Цайся

Чэнь Ваньжоу

Янь Кай

 

1.4.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Разработка принципов и методов корректирования стереотипов социального восприятия.

В течение 2020 г.

Кафедра психологии и педагогической антропологии

 

2.

Разработка программы «Образ России в современных Западных СМИ»

В течение 2020 г.

Кафедра кафедры психологии и педагогической антропологии

 

3.

Исследование по теме «Проявление эгоцентризма как свойства и состояния личности в условиях разных типов культур».

В течение 2020 г.

Пашукова Т.И.

 

4.

Исследование по теме «Этнопсихолингвистические аспекты межэтнического и внутриэтнического общения»

В течение 2020 г.

Пашукова Т.И.

Соколова А.С.

 

5.

Подготовка программ для факультета повышения квалификации, научное консультирование преподавателей, аспирантов по актуальным вопросам психолингвистики и психологии межкультурной коммуникации.

В течение 2020 г.

Члены лаборатории

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Систематизация языкового материала по теме исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

Сентябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

2.

Создание плана исследования темы «Вербальная диагностика напряженности между социальными группами».

Октябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Поддержка контента страницы сайта.

В течение года

 

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2020 г.

Пищальникова В.А., Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск № 3 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2020 г.

Пищальникова В.А.

 

2021 г.

 

№ п/п

Вид научной деятельности

Сроки выполнения

Исполнители

 

1.1 Фундаментальные проблемы психо- и этнопсихолингвистики

 

1.

Подготовка цикла статей по проблеме психолингвистической концепции культурного знака.

В течение 2021 г.

Панарина Н.С. Шевченко С.Н.

 

2.

Подготовка цикла статей по проблеме выявления закономерностей динамики психологического значения слов.

В течение 2021 г.

Хлопова А.И.

 

3.

Подготовка цикла статей по проблеме моделирования ассоциативных полей.

В течение 2021 г.

Степыкин Н.И.

 

4.

Подготовка и издание монографии «История и теория психолингвистики».

В течение 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

5.

Цикл статей по теме «Современная зарубежная психолингвистика».

В течение 2021 г.

 

1.3.Этнопсихолингвистические основы обучения иностранным языкам

 

1.

Подготовка хрестоматии «Современная зарубежная психолингвистика».

В течение 2021 г.

Коллектив лаборатории

 

2.

Подготовка и издание пособия по межкультурной коммуникации.

В течение 2021 г.

Коллектив лаборатории

 

1.4 Вербальная диагностика социальной и межэтнической напряженности

 

1.

Цикл статей по теме исследования «Вербальная диагностика инвективного слова»

В течение 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

1.5 Создание страницы на сайте МГЛУ

 

1.

Поддержка контента страницы сайта.

В течение 2021 г.

 

2.

Проведение международной конференции «Языковое бытие человека и этноса».

Май 2021 г.

Пищальникова В.А.

Косиченко Е.Ф.

 

1.6 Выпуск сетевого журнала «Этнопсихолингвистика»

 

1.

Выпуск № 4 журнала «Этнопсихолингвистика» (МГЛУ – ИНИОН РАН)

Октябрь 2021 г.

Пищальникова В.А.

 

Заведующий лабораторией психолингвистики доктор филологических наук, профессор В.А. Пищальникова

Заведующий кафедрой общего и сравнительного языкознания доктор филологических наук, доцент Е.Ф. Косиченко

25 января 2019 г.

Система Orphus