Кафедра грамматики и истории немецкого языка

Контакты

Адрес: ул. Остоженка, д. 36, каб. 125

Телефон: +7 (499) 255-28-37


Казанцева Ю.М..png Заведующий кафедрой грамматики немецкого языка
Казанцева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, профессор

Кафедра грамматики и истории немецкого языка является одной из старейших кафедр университета. В разные годы на кафедре работали выдающиеся германисты с европейским именем: Гулыга Е. В., Гухман М. М., Бурдина З.Г., Косов В.Т., Кускова Н.С., Молчанова И.Д., Москальская О.И., Натанзон М.Д., Степанова М.Д., Шендельс Е.И., Рахманова Н.И., создавшие основополагающие труды в области теоретической и практической грамматики, истории немецкого языка и заложившие основы научных школ и традиции кафедры.

К числу основных научных школ, представленных в настоящее время на кафедре, можно отнести в порядке их создания:

1. Научная школа «Дескриптивная (нормативная) грамматика»: Гулыга Е.В., О.И. Москальская, И.Д. Молчанова, Натанзон М.Д. , Шендельс Е.И., Ноздрина Л.А. в настоящее время - Анисимова Е.Е., Казанцева Ю.М., Цветаева Е.Н., Харламова М.В., Горожанов А..И.

В рамках данного направления созданы и совершенствуются нормативные грамматики на основе новейших лингвистических и дидактических теорий, разрабатываются учебные материалы на основе информационно-коммуникативных технологий. Теоретическую основу учебников и учебных пособий составляют компетентностный и функционально-прагматический подходы, а также грамматика текста и исследований в области грамматики дискурса.

2. Научная школа «Лингвистика текста, стилистическая грамматика, грамматика текста и дискурса»: Бурдина З.Г., О.И. Москальская, Е.И. Шендельс, Ноздрина Л.А., в настоящее время – Анисимова Е.Е., Казанцева Ю.М., Финикова И.В., Ставицкая Е.А., Мальцева Е.И.

Данная школа основана прежде всего на научном наследии проф. О.И. Москальской - автора одного из первых системных изложений грамматики текста на материале немецкого языка («Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981), не потерявшего своей актуальности и в настоящее время.

Центральными проблемами в настоящее время являются описание соотношения прагматики, семантики и коннотации; исследование категорий микро- и макротекста, прагмалингвистических категорий, взаимодействие вербальных и невербальных средств в семиотически осложненных текстах; поэтика грамматических категорий и др.

В русле данного направления разрабатываются центральные понятия теоретической грамматики: взаимодействие между грамматическим и лексическим значением; проблемы соотношения формы и содержания; многозначность и синонимия в грамматике, принципы построения стилистической грамматики как самостоятельного направления; грамматические категории в стилистическом освещении; стилистический потенциал частей речи; стилистические аспекты функционирования грамматических явлений и др.

В центре исследований находится текст как комплексное речевое действие, опирающееся на такие прагмалингвистические параметры как условия взаимодействия, система межличностных отношений, взаимодействие языкового и неязыкового знания, при этом особое внимание направлено на раскрытие динамического аспекта прагмалингвистических категорий и развитие теории поля (прагмалингвистическое поле, когнитивно-грамматическое поле). В русле данной школы исследуются также проблемы прагматического потенциала грамматических явлений в различных видах дискурсов (художественного, религиозного, рекламного, публицистического и т.д.)

3. Научная школа «История немецкого языка»: О.И. Москальская, Н.С. Кускова; В.И. Симонов; И.Г. Эпиташвили, Рахманова Н.И., в настоящее время –Цветаева Е.Н., Лазарева Т.А.

На кафедре ведутся исследования в области истории литературного языка, исторического синтаксиса и морфологии, исторической лексикологии. В 70-е годы кафедра выступила пионером в области исследования исторической фразеологии. В настоящее время можно говорить о существенном расширении традиционной проблематики, связанном с использованием когнитивно-дискурсивного и культурологического подходов, позволяющих рассматривать процессы исторического развития как реализацию концептуального содержания исторически обусловленной картины мира, так что можно говорить о становлении нового направления – исторической семантики.

Кафедра осуществляет также большую работу в интересах развития содержания высшего лингвистического образования: кафедра приняла активное участие в разработке нового поколения ФГОС по направлению 45.03.02 Лингвистика (бакалавриат) и 45.04.02 Лингвистика (магистр) (Казанцева Ю.М.); на кафедре разрабатываются в теоретическом и практическом плане задачи по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий иностранных языков (Горожанов А.И.). Среди основных трудов можно назвать следующие учебники и учебные пособия последних лет, используемые многими вузами страны:

· Теоретическая грамматика немецкого языка (на немецком языке) (Е. Е. Анисимова);

· Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) (Е. Е. Анисимова);

· Deutsche Sprachgeschichte. Von Theorie zur Praxis / История немецкого языка. От теории к практике (на немецком языке) (Н. И. Рахманова, Е. Н. Цветаева)

· Neue deutsche Übungsgrammatik / Новая грамматика немецкого языка. Теория и упражнения (Ю. М. Казанцева , С. Ю. Полякова , Н. И. Рахманова , Е. Н. Цветаева);

· Интерпретация художественного текста (Л. А. Ноздрина);

· Stilistik der deutschen Gegenwartssprache / Стилистика современного немецкого языка (Л. А. Ноздрина, Н. А. Богатырева);

· Профессионально ориентированный перевод. Тексты, упражнения, задания (Н. И. Рахманова, Е. Н. Цветаева);

· PyQt 5 для лингвистов: профессионально ориентированное программирование (А. И. Горожанов);

· web2py для лингвистов: профессионально ориентированное программирование (А. И. Горожанов);

· Задачник по профессионально ориентированному программированию на web2py (для студентов лингвистических вузов и факультетов) (А.И. Горожанов).

· Deutsche Grammatik fuer Linguisten: учебное пособие по грамматике немецкого языка для магистратуры (Рахманова Н.И., Цветаева Е.Н.

Профессиональная педагогическая коммуникация на немецком языке. Fachkommunikation in der Deutschlehrerausbildung. Учебное пособие для студентов старших курсов бакалавриата направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (Г.Б. Воронина, Д.А. Зимарин, Ю.М. Казанцева, Е.А. Калашникова).