Заключение по итогам встречи участников круглого стола «Фонетический калейдоскоп: теория, практика, эксперимент» 17.10.2019 (МГЛУ)
На основе выступлений участников встречи участников круглого стола «Фонетический калейдоскоп: теория, практика, эксперимент» выработано следующее заключение, одобренное и принятое всеми участниками конференции:
1. Современная фонетическая наука характеризуется широким спектром изучаемых проблем, относящихся не только к теоретической, но и к экспериментально-практической области исследований.
Насущным требованием к инновационным лингвистическим разработкам является подкрепление теоретико-фундаментальных положений экспериментальными данными, полученными на основе компьютерно-статистических методов исследования современной звучащей речи (доклады Карташевской Ю.В., Сокоревой Т.В., Поздеевой Д.Т., Андреевой Е.А.).
Проблематика представленных научных докладов характеризуется широким спектром интересов исследователей, а именно: -фонопрагматическая обусловленность качества голоса в женской речи (точнее, социофонетическая функция фонации, наблюдаемая в речевом поведении молодых американок) — доклад Карташевской Ю.В.; -возрастные и гендерные особенности американского стиля телефонных переговоров — Сокорева Т.В.; -новые перспективы в изучении словесного ударения в канадском варианте английского языка — Поздеева Д.Т.; -просодия речи взрослого при общении с ребенком (Андреева Е.А.), которая характеризуется мелодической, темпоральной, тембральной и ритмической спецификой.
2. Особую область фонетических исследований составляет научно-методический аспект изучения фонетической проблематики, связанный с созданием новых учебников, учебных пособий и разработок на основе оригинальных авторских методик, отточенных за годы длительного использования в учебном процессе. Подтверждением вышесказанного является презентация нового учебника Ж.Б. Верениновой «Классическая фонетика английского языка в песнях». Учебник предназначен для взрослых (родители, учителя, наставники, воспитатели), которые ставят своей целью обучить ребенка правильному английскому произношению с самого начала знакомства его с английским языком. Пособие может быть также использовано любым начинающим. В учебнике четко прослеживается системный подход к обучению произношению, что проявляется в рассмотрении фонетических явлений с учётом базовых различий в английском и русских языках на всех уровнях (звук-слог-ударение-интонация). Учебник включает 96 песен в нотной и звуковой записи. Каждая песня содержит английское слово с отрабатываемым гласными и это же слово — в звучащей фразе. Даётся тщательный анализ всего звукового окружения гласного, попадающего в широкий контекст.
Реализация принципа системности и целостности в обучении произношению оказалась в фокусе доклада Гришиной Л.В. З.А. Нугаманова поделилась опытом преподавания практической фонетики онлайн.
Подводя итоги встречи участников круглого стола «Фонетический калейдоскоп: теория, практика, эксперимент», необходимо отметить высокий научно-практический уровень всех докладов и пожелать найти оптимальные пути использования лингвистических разработок в учебном процессе.